Как стало известно во вторник, президент Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить поставку России первого из двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в связи с ситуацией на Украине.
Текст: Сергей Феклюнин
Франция сознательно идет на нарушение договора по поставке «Мистралей», в связи с чем рискует получить штрафные санкции, но штраф не будет «бешеным» — такое мнение высказал РИА Новости сотрудник коллегии адвокатов «Юков и партнеры».
Президент Франции решил приостановить поставку РФ первого «Мистраля»
Как стало известно во вторник, президент Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить поставку России первого из двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в связи с ситуацией на Украине.
Предъявлять Франции претензии Россия пока не планирует — как заявил РИА Новости замминистра обороны РФ Юрий Борисов, РФ будет «терпеливо» ждать поставки кораблей.
Сознательное нарушение
«Хотя и говорится, что Россия чего-то там не выполнила, но суть дела, я думаю, заключается в том, что Франция сознательно идет на нарушение договора, это политическое решение», — заявил сотрудник.
По его словам, «Россия может засудить Францию и получить большие штрафные санкции». Но в то же время, как полагает эксперт, штраф вряд ли будет «бешеным».
«Это не будет 200-300% от стоимости контракта, и даже 100%, скорее всего, не будет, вряд ли французы пошли бы на такое условие в договоре», — отметил Миллер.
В то же время российские военные эксперты ранее оценивали отказ Франции от поставки «Мистралей» в сумму от 3 до 10 миллиардов евро (при стоимости контракта в 1,2 миллиарда).
В июне сам Олланд говорил, что если контракт будет разорван, Франции необходимо будет вернуть «несколько миллиардов евро». Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в июле также предупреждал, что отмена контракта будет стоить Парижу «миллиарды евро».
Убедили партнеры?
Сотрудник предположил, что Францию, видимо, убедили пойти на нарушение договора ее партнеры, которые, в том числе, пообещали компенсировать возможные убытки.
«Сами «Мистрали», возможно, кто-то выкупит, например Канада», — сказал юрист.
По его словам, суд, в котором должны решаться все споры по контракту, указан в договоре.
«Скорее всего, это какой-то из крупных международных арбитражных судов, возможно, даже в Париже», — считает эксперт.
Другое мнение
По вопросу о размере возможных штрафных санкций к Франции с Миллером не согласна партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Ольга Линева.
«Могу предположить, что исходя из суммы контракта, размер возмещаемых убытков будет велик, кроме того, у российской стороны есть право на возмещение упущенной выгоды в случае нарушения договора», — сказала Линева.
По ее словам, практика рассмотрения международных споров показывает, что размер штрафа и упущенной выгоды может быть в разы больше стоимости самого контракта.
Балтийский спор
Руководитель практики международных судебных споров и арбитража адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский ранее на просьбу РИА Новости оценить возможные убытки России из-за срыва поставки «Мистралей» напомнил о судебном разбирательстве шведской компании Stena RoRo с «Балтийским заводом».
Российская сторона тогда не исполнила контракт на строительство двух грузовых судов стоимостью около 59 миллионов евро каждое, и шведы потребовали в Стокгольмском арбитраже взыскать с «Балтзавода» 20 миллионов евро убытков. Иск был удовлетворен, а Президиум Высшего арбитражного суда РФ в 2011 году признал это решение иностранного суда.
Что представляют собой вертолетоносцы типа «Мистраль»
«Мистраль» (Mistral) —десантный вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).
Две главные задачи вертолетоносца — производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.
http://ria.ru/defense_safety/20141125/1035079372.html