Екатерина Баглаева прокомментировала, что в правительство РФ направлено предложение блокировать сайты недобросовестных интернет-магазинов и маркетплейсов, по аналогии с приостановкой деятельности традиционных магазинов.
В правительство РФ направлено предложение блокировать сайты недобросовестных интернет-магазинов и маркетплейсов, по аналогии с приостановкой деятельности традиционных магазинов.
По словам источника агентства «Интерфакс», знакомого с этой инициативой, Роспотребнадзор обеспокоен тем, что интернет-магазины не попадают под действие закона «О защите прав потребителей», и работа маркетплейсов, когда продавцы и получатели денег – это разные организации, совершенно не урегулирована.
Предлагается добавить в существующий закон поправки, которые более емко определят понятие поставщика как организации или ИП, которые имеют сайт, где представляют свой товар или товар партнера, куда потребители смогут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи. Поставщики будут обязаны указать полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки.
Проверять сайты поставщиков на соответствие требованиям закона будет Роспотребнадзор. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени. Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минюстом и Минфином подготовить проект поправок и внести законопроект до 1 сентября.
Мы спросили несколько игроков рынка и юристов, что они думают по поводу нововведения:
Ася Мелкумова, Яндекс:
Не совсем понятно, каким образом планируется регулировать деятельность товарных агрегаторов указанным законом, учитывая, что в работе агрегаторов преимущественно используется рекламная модель. Деятельность товарных агрегаторов в указанных случаях уже регулируется законом «О рекламе». «Яндекс.Маркет» предоставляет пользователям возможность получить всю предусмотренную законодательством о рекламе информацию о товаре и продавце, а именно — информация о лице, являющемся продавцом товара, его ОГРН и адрес местонахождения.
Яндекс.Маркет стремится предоставить пользователям обширную базу товаров, которые они могут подобрать и приобрести в магазинах, а не у агрегатора. Агрегатор не обладает указанным товаром, не держит его в руках, не осуществляет его продажу потребителю, и, соответственно, ряд информации о товаре нам просто недоступен.
Карина Грошева, eBay
eBay уделяет первостепенное значение вопросам защиты прав покупателя. Лучшим тому подтверждением является программа Защиты Покупателя, которая гарантирует вовзрат денег в случае, если товар не соответствует описанию. Помимо этого на ebay существуют четкие правила, нарушение или невыполнение которых со стороны продавца, может привести к его полному удалению с площадки.
В России eBay также поддерживает все инициативы, направленные на защиту прав покупателя. Так, например, в декабре 2014 года компания eBay поддержала инициативу по созданию Независимого обьединения товарных агрегаторов (НОТА) для борьбы с продажей контрафактной продукции.
Денис Косенков, Wikimart
Проблема непрозрачности рынка интернет-торговли действительно существует и обсуждается давно. Однако блокировка интернет-магазинов ее не решит. Подобная логика равнозначна наделению Роспотребнадзора полномочием закрывать стационарные магазины за продажу товара с заводским дефектом. В данном случае государство получает инструмент, позволяющий регулировать конкуренцию на рынке путем блокировки сайтов за формальные нарушения. Чтобы данная инициатива не сказалась негативно на экономике и не увела онлайн-торговлю окончательно в тень, государству необходимо предварительно обсудить ее с участниками рынка. Действующий Закон о защите прав потребителей в текущей редакции предоставляет вполне адекватную защиту потребителям при продаже товаров (работ, услуг).
В целом, рынку сегодня нужны прозрачные правила для всех игроков, которые позволят правообладателям осуществлять эффективную борьбу с контрафактными товарами, а не угроза закрытия интернет-магазинов в связи с отсутствием на сайте части информации о товаре.
Наталия Коновалова, Price.ru:
Пока не особо понятен алгоритм блокировок, хотелось бы дождаться подробностей. На данный момент мы работаем полностью в правовом поле, ведь деятельность товарных агрегаторов регламентирует закон «О рекламе».
Как все знают, в ноябре была уже создана НОТА — независимое объединение товарных агрегаторов, которая работает и отвечает запросу о предотвращении контрафактной торговли. Мы возлагаем надежду на то, что эта организация поможет очистить рынок от торговцев подделками. Для совместной работы по-прежнему предлагаем присоединиться к Ноте производителей. Мы открыты к диалогу с государственными органами и готовы участвовать в разработке нужных рынку инициатив.
Катерина Белоусова, Enter Связной:
Enter всегда выступал за «обеление» отрасли. Поэтому мы воспринимаем внимание госорганов к рынку онлайн-торговли и инициативу Роспотребнадзора как положительный знак. Только чистый рынок может стать основой для добросовестной конкуренции. Кроме того, очистка Рунета от недобросовестных онлайн-магазинов будет гарантировать потребителям безопасность покупки. Это увеличит доверие покупателей к покупкам по сети и привлечет еще больше клиентов честным игрокам.
Екатерина Баглаева, коллегия адвокатов «Юков и партнеры»:
Интернет-магазины подпадают под действие закона о защите прав потребителей, поскольку лица, реализующие товары физическим лицам для их личных нужд, в том числе дистанционно посредством использования сети Интернет, являются «продавцом» в контексте закона о защите прав потребителей и соответственно обязаны следовать его нормам.
А вот агрегаторы типа «Яндекс.Маркет», eBay, AliExpress сами по себе не являются такими лицами-»продавцами», они по большому счету представляют место, где продавец может разместить информацию о своем товаре и продать его. Таким образом, я не вижу оснований распространять на них действие закона о защите прав потребителей. Кроме того, на некоторых из таких сайтов продавцами являются физические лица, что само по себе исключает применение этого закона.
А вот по закону о рекламе такие агрегаторы могут нести ответственность, в том числе отвечать за достоверность размещенной о товаре информации, но это уже совсем другие правоотношения.
http://oborot.ru/news/16120/18