Марина Краснобаева прокомментировала действия издательства «Астрель» которое когда лишилось прав на бренд, придумало, как можно было бы отнять их и у правообладателя. Компания 3 года подряд выпускала и успешно продавала фантастику в серии S.T.A.L.K.E.R.
Текст: Наталья Шиняева
Три года подряд издательство «Астрель» выпускало и успешно продавало фантастику в серии S.T.A.L.K.E.R. А когда лишилось прав на бренд, придумало, как можно было бы отнять их и у правообладателя. Для этого в суд был подан иск о признании сублицензионного договора недействительным на том основании, что работавший по заказу лицензиара художник ничего нового не придумал, а всего лишь использовал чужой шрифт. Оппоненты подозревали, что книгоиздатель просто не хотят платить, но постановление ВАС дает им возможность успокоиться: надзор отменил судебные акты апелляции и кассации. В силе осталось решение первой инстанции, которая оснований для аннулирования договора не нашла.
В 2007 году на прилавках появилась компьютерная игра — шутер «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky», а затем и ее продолжение «Shadow of Chernobyl». Разработкой игры занималась украинская компания GSC Game World, сейчас находящаяся в анабиозе, а права на шутер принадлежат кипрской Transavision Ltd.
Игра стала весьма популярной, хорошо продавалась, и правообладатель решил заработать также на бренде. В частности, AST-ReLease Ltd., которая была держателем исключительной лицензии на логотип S.T.A.L.K.E.R., в 2008 предоставила его по сублицензии ООО «Издательство Астрель» (сейчас оно поглощается крупнейшим российским издательством — «Эксмо»). Этот бренд «Астрель» и «Эксмо» использовали для выпуска большой серии книг в жанре фантастического боевика — всего вышло более 90 наименований.
Однако в 2011 году срок действия прав на него закончился, а издательство решило, что может обойтись без договора с AST-ReLease. «Астрель» сочла, что раз художник Роман Несин сделал по заказу GSC логотип S.T.A.L.K.E.R. с несанкционированным использованием шрифта Montblanc, который в 1993 году разработал для американской компании Paratype Inc. дизайнер Александр Торбеев, то у украинской компании и тех, на кого оформлены лицензии, прав на него нет. В результате «Астрель» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным договора с AST-ReLease (дело А40-92833/2011).
При этом Paratype не увидела нарушения прав на свои шрифты – письменные пояснения на этот счет американцы предоставили в российский суд. Впрочем для суда первой инстанции это было неважно. «Обстоятельство отсутствия либо наличия прав на использование шрифтов в отсутствие каких-либо правопритязаний со стороны правообладателя не имеют правового значения для оценки спорного договора», — написал в решении судья Алексей Чадов. А отказал издательству в иске он потому, что соглашение между AST-ReLease и «Астрелью» реально исполнялось сторонами и повлекло для них юридически значимые последствия, вследствие чего он не может являться ничтожной сделкой.
Однако коллеги Чадова из 9-го арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Московского округа посчитали иначе. Судьи апелляции, в частности, сослались на представленное «Астрелью» заключение эксперта, согласно которому буквы в обозначении S.T.A.L.K.E.R. по своему графическому начертанию являются переработкой знаков шрифта Montblanc Extra Condensed, и поэтому созданный Несиным логотип «не носит творческого характера, не может быть признан объектом авторского права и защите не подлежит». «Отсутствие правопритязаний Paratype по поводу использования шрифта не свидетельствует о наличии договорных отношений по передаче прав на его использование», — также заметили судьи.
Однако коллегия ВАС не согласилась с апелляцией и кассацией. Передавая дело в президиум по заявлениям Transavision и ООО «Мир игр» (российское юрлицо GSC), судьи Владимир Попов, Елена Борисова и Георгий Пауль указали, что отсутствие у отчуждателя прав на использование шрифта не влечет недействительности всего договора. «Тройка» применила тут аналогию с позицией Пленума ВАС РФ, сформулированной в постановлении по аренде от 17 ноября 2011 № 73 — в этом документе была признана неправомерной попытка доказать недействительность договора аренды на том основании, что у арендодателя не было прав на имущество.
Такой подход «тройки» поддержал юрист адвокатского бюро «Линия права» Александр Дондоков. «На сегодняшний день наличие необоснованно широких возможностей для оспаривания сделок по-прежнему является одной из основных проблем российского права», — заметил он в разговоре с корреспонеднтом «Право.Ru». С ним солидарна и адвокат коллегии «Юков и партнеры» Марина Краснобаева. «Заявлять о недействительности договора в рассматриваемом случае мог только правообладатель шрифта Montblanc», — уверена она.
А Максим Лабзин, партнер группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», представлявший во вторник на заседании президиума Transavision и Несина, рассказывал судьям, что автор бренда приложил свои собственные творческие усилия для его создания, а потому результат этого труда – самостоятельный объект авторского права. Лабзин также продемонстрировал судьям коробку с компьютерной игрой и обложку одной из книг, выпущенных «Астрелью» в серии «S.T.A.L.K.E.R.». Сходство оформления было налицо, а ведь, подчеркнул юрист, изначально появилась игра, и именно ее известность помогла издательству продавать книги с таким же логотипом. Его коллега, представлявший «Мир игр», пошел дальше и обвинил издательство в злоупотреблении правом. «Иск был заявлен исключительно с тем, чтобы не платить за реально полученное имущественное благо», — заявил он.
Михаил Родионов, выступавший на заседании президиума от «Астрели», с возмущением отвергал эти обвинения. «Предметом нашего иска является ведь не реституция и не взыскание денежных средств, — заметил он. — Смысл иска – установление юридического факта, что третье лицо не обладало правом на тот объект, который предоставил нам».
У членов президиума вопросов к сторонам не было, и они остались совещаться. А затем огласили свою позицию: оставить в силе решение первой инстанции, а акты апелляции и кассации отменить.