Алина Топорнина пояснила, насколько законны действия администации в кафе известной сети кинотеатров, где подросток на инвалидной коляске не прошел фейсконтроль. Мальчик не понравился сотрудникам заведения.
В Санкт-Петербурге разгорелся скандал: подросток на инвалидной коляске не прошел фейсконтроль в кафе известной сети кинотеатров. Мальчик не понравился сотрудникам кафе. Позднее руководство кинотеатра уточнило: подросток и его друзья мешали другим посетителям. Прокуратура уже начала проверку заведения. Полина Смертина разбиралась в причинах конфликта.
Конфликт произошел в кафе кинотеатра «Мираж Синема», который расположен в торговом центре Atlantic city на севере Петербурга.
15-летний Артем – подросток с инвалидностью — и его друзья сели за столик и хотели заказать пиццу. Но уже через 15 минут им прошлось уйти из заведения.
Сотрудники кафе заявили, что подростки не прошли фейсконтроль, проще говоря — не понравились охраннику. Ребята записали разговор на телефон и выложили в Сеть:
Мать подростка Лариса Баданина уверена: Артема выгнали из кафе именно из-за инвалидной коляски. Она уже направила жалобу в прокуратуру.
«Версий представители кинотеатра озвучивали достаточно много, я слышала уже пять или шесть — их не обслужили, потому что не было билетов на руках, потому что был закрытый показ, что они не прошли фейсконтроль… Мой сын Артем там появился впервые, а вот остальные ребята достаточно давно в это кафе ходили — я так понимаю, что именно он не прошел фейсконтроль, ведь раньше их не выгоняли. Собственно, как это произошло: он с другом поехали в кино, в комплексе встретили друзей, в пиццерии они сидели и общались. Не отвечаю за ребят, а вот Артем собирался заказывать с Глебом пиццу. В первый раз его друг позвал официанта, подошла администратор и сказала, чтобы они покинули заведение. Второй раз он сказал, что он хочет пиццу заказать, она ушла, а вернулась уже с охранником.
Они сказали, что не нравятся лица, не прошли фейсконтроль, попросили их покинуть заведение.
Мой ребенок спросил, можно ли с собой заказать, они сказали, что нет, обслуживать не будем. Я так понимаю, не понравилось, что ребенок не так выглядит, наверное, — рассказывает Лариса Баданина. — Мне важно, чтобы мой ребенок, начиная жизнь, понимал свои права, имеет ли он право в принципе куда-то прийти. С другой стороны, мне важно, чтобы он не сталкивался с таким непониманием. Мы обратились в прокуратуру и, конечно, напишем правозащитнику по правам человека. Они не связывались, не извинялись, только пошла кампания наоборот — обвинить меня, что я вру».
Руководство кинотеатра утверждает, что все было иначе. Заместитель генерального директора компании «Мираж-прокат» Ирина Бойко заявила «Коммерсантъ FM», что подростки мешали остальным посетителям:
«Группа подростков в течение недели практически каждый день приходила вечером в кинотеатр Atlantic city. Они не смотрели кино, они не покупали ничего из продуктов или напитков. Подростка с ограниченными возможностями передвижения с ними не было. Подросток с ограниченными возможностями передвижения с ними был только вчера. Они пришли в вечернее время, когда показ фильмов с возрастными ограничениями, соответствующий их возрасту, был уже невозможен. Билеты по интернету ими приобретены не были, к кассе они не подходили. Если бы они к кассе подошли, то без сопровождения взрослых им тоже было бы отказано. Поэтому мы считаем, что намерения посетить кинотеатр ради просмотра фильма у подростков не было. Подростки, как показывает видеокамера, вошли в кинотеатр, прошли сразу за тот столик, где они обычно садились, к ним подошел менеджер зала, спросил, будут ли они что-то заказывать, они сказали, что нет, что они сели за этот столик потому, что им необходимо зарядить свои телефоны. Менеджер зала сказал, что в комплексе достаточно много зрителей, попросил ребят вести себя потише, а не так, как они вели себя перед этим. Подросток на инвалидной коляске покинул эту компанию. Потом этот подросток вернулся, к ним подошла официантка еще раз с вопросом, будут ли они что-то заказывать. Ответ последовал: нет, ничего они заказывать не будут.
Так как ребята шумели, свистели и играли с салфетками, раскидывая их вокруг, к ним подошел менеджер зала и попросил их удалиться с территории кинотеатра.
Подросток на инвалидной коляске участия в разговоре не принимал. Видеокамера показывает, что он находился все время за спиной тех, кто разговаривал с подростками, — сообщила Ирина Бойко. — Фейсконтроля в нашем кинотеатре никакого нет. Фраза, сказанная официантом, звучала немного по-другому: «если вы приходите в клуб, то, возможно, будет предъявлен какой-то фейсконтроль»».
В действительности российские рестораны и кафе нечасто бывают радушны к посетителям на инвалидных колясках или с другими особенностями. Подобные скандалы регулярно появляются в прессе. Самая громкая история произошла два года назад: из кафе в Нижнем Новгороде выгнали сестру модели Натальи Водяновой Оксану. У девушки диагностирован аутизм и ДЦП. Тогда Следственный комитет даже возбудил уголовное дело по статье об унижении достоинства, но стороны пришли к примирению.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Колесников признает: российский общепит во всем стремится к европейским стандартам, хотя не может переломить собственные стереотипы: «Ресторан — мелкий бизнес. Люди, которые этим занимаются, не всегда обладают не только профессиональными компетенциями, а просто человеческими качествами. Вполне возможно, что раздражителем явилось, наверное, физическое состояние одного из клиентов. И этих людей попросили выйти. Не знаю, смогут ли их привлечь к уголовной ответственности, но нравственную оценку этому событию давать необходимо».
Впрочем, к подобным историям не готово и общество. В сентябре этого года мальчика с инвалидностью вынудили уйти из парка аттракционов в Петербурге, потому что этого попросили родители других детей. Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова обратилась во все возможные ведомства и не уставала повторять, казалось бы, очевидную вещь — в России все дети равны.
Юристы, опрошенные «Коммерсантъ FM», отмечают: по закону, рестораны могут устанавливать внутренние правила поведения, а также дресс-код для посетителей. Однако нормы заведения не должны противоречить законодательству России.
«Заведения общественного питания предоставляют публичную оферту своим посетителям, обязаны обслужить каждого к ним обратившегося на условиях, которые устанавливает само заведение. Каждое заведение может устанавливать внутренние правила, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Например, в заведении запрещено курить, находиться в верхней одежде, находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, слишком громко разговаривать, включать музыку, распивать свои спиртные напитки или приносить свою еду или свои напитки. Заведение имеет право устанавливать внутренние правила, — поясняет Алина Топорнина, партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры». — Но заведение не имеет права отказывать в предоставлении своих услуг посетителям без законных на то оснований. Если ситуация была такова, что посетителю отказали в обслуживании только лишь потому, что он не понравился по какой-то причине субъективной — это прямое нарушение прав потребителя и законодательства. Если же посетителю было отказано в обслуживании в связи с тем, что он нарушал правила заведения, или же законодательство Российской Федерации, то такой отказ может быть обоснованным — такой отказ может быть признан законным. Здесь в первую очередь нужно разбираться в причинах отказа в обслуживании. Также если речь идет о заведении общепита, в которое пришли посетители и ничего не заказывают, а просто там находятся, то это своего рода тоже нарушение правил, поскольку заведение направлено на предоставление услуг питания».
В городскую прокуратуру с требованием проверить обстоятельства инцидента в кинотеатре планирует обратиться и омбудсмен Татьяна Москалькова, сообщает ТАСС
https://www.kommersant.ru/doc/3467087