Лондонская биржа металлов (LME) добилась отмены решения Высокого суда Лондона, который весной удовлетворил иск «Русала» Олега Дерипаски и признал «незаконными» новые правила отгрузки алюминия с биржевых складов.
Текст: Анатолий Джумайло, Анна Занина, Егор Попов, Алена Миклашевская
Лондонская биржа металлов (LME) добилась отмены решения Высокого суда Лондона, который весной удовлетворил иск «Русала» Олега Дерипаски и признал «незаконными» новые правила отгрузки алюминия с биржевых складов. Решение вступает в силу немедленно, и LME намерена начать ввод новых правил, которые могут привести к снижению премий за поставку металла вне очереди. «Русал» мог серьезно пострадать от сокращения премий в первом квартале, когда его себестоимость превышала цену алюминия на LME. Но теперь из-за сокращения мощностей и дефицита металла биржевые цены выросли.
LME успешно оспорила в апелляционном суде решение Высокого суда Лондона, признавшего в марте незаконным введение новых правил работы складов биржи, следует из опубликованного вчера судебного решения. Правила должны были вступить в силу с 1 апреля, но в декабре их обжаловал «Русал». Стоимость алюминия для потребителей складывается из цены LME и премии за поставку вне очереди, но по новым правилам срок отгрузки металла со склада ограничен 50 днями против 200-300 дней сейчас. При превышении этого порога объем выгрузки металла должен превышать объем погрузки. «Русал» жаловался на то, что LME не раскрыла базовые данные и материалы при консультациях по новым правилам, не приняла во внимание мнение отрасли, поскольку новые правила приведут к падению премий. Но апелляционный суд решил, что судья первой инстанции «был неправ», признав консультации «незаконными».
В LME заявили, что «очень удовлетворены» пересмотром решения, тогда как в «Русале» «разочарованы» им и по-прежнему считают, что процесс консультаций «был дискриминационным с процедурной точки зрения, а принятое в результате решение — невзвешенным и несправедливым». «Сегодняшнее решение не способствует разрешению проблем, связанных с несоответствием между ценой на LME и премиями и недостаточной прозрачностью на рынке»,— заявил глава «Русала» Олег Дерипаска. В LME говорят, что новые правила складской политики вступят в силу, «как и было запланировано».
«Русал» намерен получить разрешение на подачу апелляции в Верховный суд Лондона. Но в LME уверяют, что суд «не предоставил «Русалу» возможность подать апелляцию».
Сотрудник коллегии адвокатов «Юков и партнеры» отмечает, что решение английского апелляционного суда «исполняется немедленно, сразу после оглашения, если только сам суд не предоставит отсрочку». По словам юриста, обжаловать его можно в Верховном суде Великобритании в течение 28 дней, но ссылаться можно только на процессуальные нарушения, несоблюдение порядка рассмотрения дела и тому подобные обстоятельства, нового слушания по существу на уровне Верховного суда, как правило, не бывает. Господин Миллер подчеркивает, что Верховный суд может вернуть дело на новое рассмотрение, если будут представлены новые факты и доказательства, которые не могли быть представлены ранее, но «эти факты должны быть вопиющими».
Премия — значимая составляющая в доходности производителей: у «Русала» в первом квартале себестоимость превышала цену металла на LME ($1741 за тонну против $1708). Но в компании отмечают, что ситуация «кардинально изменилась»: из-за сокращения производства рынок стал дефицитным и новые правила LME, «скорее всего, не окажут какого-либо значительного влияния на складские очереди или премии». В 2014 году дефицит алюминия составит 1,5 млн тонн, к 2018 году он сохранится на уровне 1 млн тонн при производстве в 30,5 млн тонн, считают в «Русале». Себестоимость «Русала» во втором квартале составляла $1746 на тонну при средней цене продаж $2114 (цена LME — $1798 за тонну плюс премия). Вчера цена на бирже составляла $1886 за тонну. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что премии сейчас достигают $400 на тонну в Европе и $450 в США и Японии. Другие производители тоже не думают, что решение суда резко повлияет на рынок. В норвежской Norsk Hydro не ждут, что решение будет иметь серьезный «первоначальный эффект», но считают, что еще рано оценивать его долгосрочные последствия.
Сергей Донской из Societe Generale говорит, что сейчас трудно определить, как введение новых правил скажется на ценообразовании: за последние годы премия перестала быть небольшой добавкой к цене и стала играть значительную роль в конечной стоимости, но кардинального изменения цен в ближайшем будущем ждать не стоит. Олег Петропавловский из БКС также не ожидает изменений: «Последние три года запасы алюминия на LME росли, но с начала 2014 года из-за дефицита они сократились на 17% (до 4,58 млн тонн на 8 октября), и пока нет предпосылок для того, чтобы склады разгружались быстрее».