Владимир Клименко оценил насколько велика вероятность, что депутаты введут санкции против должностных лиц банков, которые будут передавать данные об американских гражданах налоговикам США без закрепления такого права в российских законах.
Текст: Анастасия Алексеевских
Депутаты предупредили о санкциях против должностных лиц банков, которые будут передавать данные об американских гражданах налоговикам США без закрепления такого права в российских законах. Как заявила «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, к сотрудникам банков будут применены санкции за нарушение законодательства о банковской тайне — в соответствии с Уголовным кодексом. Она также отметила, что если Штаты начнут применять к российским банкам санкции за неисполнение закона под названием FATCA (в виде удержания 30% от сумм платежей со стороны американских лиц), то Россия также станет применять к американским банкам зеркальные санкции.
По закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с налоговой службой США (IRS) специальные соглашения. По ним банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах американских налогоплательщиков и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. IRS получила право фискального воздействия на банки, не подписавшие или не исполняющие соглашения, — налоговики будут удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария, Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути собиралась пойти и Россия, но переговоры по соглашению были заморожены в марте из-за украинского кризиса.
Для банков новость об отказе США от переговоров сюрпризом не стала. Кредитные организации уже начали регистрироваться при IRS. Среди таких банков — Бинбанк, «Хоум Кредит», Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, СДМ-банк, о подобных намерениях заявлял ВТБ.
По словам Бурыкиной, банки, которые зарегистрировались при IRS, сейчас не имеют права передавать налоговикам США данные об американских гражданах. При этом, по FATCA, они должны начать передавать такие сведения о физлицах с 1 июля 2014 года, а о юрлицах — со II квартала 2015 года. Чтобы банки могли начать передавать информацию фискалам США, в России был разработан специальный адаптирующий законопроект, его автор — Анатолий Аксаков. Документ был согласован Минфином и ЦБ, однако комитет Госдумы по финрынку в середине мая отправил его на доработку. В заключении комитета сказано, что его принятие возможно «только при наличии соответствующего двухстороннего или многостороннего международного договора РФ с обязательным условием обеспечения исполнения взаимных обязательств сторон», поскольку такие договоры являются неотъемлемой частью законодательства.
Наталья Бурыкина также считает, что в предложенном законопроекте отсутствует перечень лиц, подпадающих под действие FATCA. Кроме того, депутат отметила необходимость четкого определения в нормативном акте состава и объема передаваемых в налоговые органы США сведений о клиентах финансовых организаций. Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы без обиняков предложил его отклонить, увидев в нем угрозу национальной безопасности.
По словам Аксакова, законопроект доработают к 1 июня и в нем будут принципиальные изменения.
— Во-первых, будет прописано, что вся информация должна передаваться с согласия клиентов банка, а не по желанию кредитной организации. Во-вторых, нужно уточнить, какой объем информации может передаваться, — сказал Аксаков «Известиям».
По словам Бурыкиной, после уточнений законопроект может быть принят. Однако без фиксации на уровне закона права банков передавать сведения американским налоговикам российские банки не должны направлять информацию IRS, иначе к ним будут применены санкции — в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса. Речь идет о сотрудниках банков, которые руководят департаментами, взаимодействующими с IRS.
— Сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, влечет за собой штраф в размере до 80 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет, — поясняет Бурыкина. — Незаконное разглашение либо использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия владельца карается штрафом до 120 тыс. рублей, лишением занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или лишением свободы до 3 лет. Если же разглашение банковской тайны причинило крупный ущерб или было совершено в корыстных целях, размер штрафа увеличивается до 200 тыс. рублей, а срок лишения свободы до 5 лет. Наиболее тяжкие деяния в части несоблюдения хранения банковской тайны могут наказываться лишением свободы сроком до 10 лет.
Наконец, Бурыкина подчеркивает, что если до 1 июля американская сторона начнет применять санкции к российским банкам в виде удержания 30-процентного налога, то к банкам родом из США могут быть применены зеркальные санкции.
Банкиры с тревогой восприняли позицию комитета Госдумы, ведь их дилемма становится куда острее.
— С 1 июля начинается не передача данных, а мониторинг операций и выявление клиентов, подпадающих под действие закона, — говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. — До конца года вопрос будет каким-то образом решен, время есть. С одной стороны, банковская тайна, а с другой стороны, никто не просит передавать данные об операциях гражданина, если эти операции не отвечают требованиям FATCA. Закон направлен на выявление и взимание налогов с налоговых резидентов США, а не на мониторинг вообще всех операций российских банков. Те финансовые институты, которые захотят сохранить корреспондентские счета в долларах США в американских банках, будут вынуждены такую информацию передавать. Про санкции вообще говорить смешно. Скорее необходимо постараться наладить дипломатический диалог с США и, возможно, в качестве акта доброй воли попросить их банки делать то же самое. Думаю, что наши налоговые органы нашли бы в этой информации много интересного.
Ситуация очень серьезная, сетует Виктория Гайкалова, начальник управления межбанковского сотрудничества с банками дальнего зарубежья СБ Банка.
— Если до 1 июля не будет принят законопроект, дорабатываемый Анатолием Аксаковым, то коммерческие банки встанут перед очень непростым выбором — либо подпасть под санкции Соединенных Штатов за несоблюдение закона FATCA — вплоть до закрытия корреспондентских счетов в долларах США (в том случае если банк не зарегистрировался в IRS), либо, если банк там зарегистрировался, он может подвергнуться санкциям со стороны российских контролирующих органов, — поясняет Гайкалова. — С учетом того что большая часть платежей российских банков по сей день идет в долларах США, важность сохранения долларовых счетов трудно переоценить. Будем надеяться, что доработанная версия законопроекта позволит соблюсти требования американского налогового органа и при этом не нарушить российское законодательство.
По мнению директора по комплаенсу (соблюдению законов и нормативов) Промсвязьбанка Светланы Ермолаевой, в сложившихся геополитических условиях трудности при заключении межправительственного соглашения были вполне ожидаемы. Однако, указывает собеседница, выстраивание эффективной работы по FATCA в таких условиях невыгодно не только российским банкам в связи с возможными санкциями, но и американской стороне, так как целью закона США является выстраивание единой системы по получению информации о своих налогоплательщиках, а целенаправленное изъятие как в целом России, так и отдельных российских финансовых институтов из этой системы не позволит достичь США целей закона в полной мере.
— Стоит отметить, что первая отчетность по требованиям FATCA должна быть направлена в IRS в период с 15 по 31 марта 2015 года, поэтому остается надежда, что к этому сроку вопрос передачи информации будет урегулирован, но удержание по отдельной категории клиентов должно осуществляться уже с 1 июля 2014 года, — говорит Ермолаева.
Чтобы не допустить прямого нарушения требований законодательства России или США, крайне важно предоставить банкам право отказывать в заключении договоров или расторгать отношения с теми клиентами, которые не раскрыли свое налоговое резидентство, указывает она.
Можно применить и другие законодательные механизмы, например обязательное согласие клиента на передачу банком его данных в IRS. По мнению начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, такой закон не решит проблему.
— Основной вопрос: а как собрать такие согласия? — поясняет Голубев. — Если клиенты должны дать его лично, подписав что-либо, то сделать это банкам, в которых таких клиентов много, будет практически невозможно. Банки могут включить такое «согласие» в договоры, внеся в них изменения фактически в одностороннем порядке, но не очень понятно, как к такому отнесутся некоторые государственные органы, включая Роспотребнадзор. А если клиенты не дадут такого согласия? Расторгать с ними договоры? Но закон такого права банкам не дает, а потому надо предусматривать и такие изменения в законодательство. Поэтому необходим закон, предоставляющий право банкам передавать данные IRS без какого-либо согласия со стороны клиентов.
Банкиры официально не комментируют степень наказания по УК, которым могут подвергнуться должностные лица кредитных организаций за сотрудничество с США. В анонимных комментариях они указывают, что уровень санкций высок и банкиры встали перед непростым выбором, выполнять ли требования FATCA. Они выражают надежду, что России удастся договориться со Штатами или найти компромиссный вариант, при котором бы не нарушалось отечественное законодательство.
Юристы предполагают, что банкам с большой долей вероятности придется отказаться от обслуживания американских налогоплательщиков, если вопрос по FATCA не будет в ближайшее время решен.
— Зарегистрировавшимся банкам, возможно, стоит пересмотреть соглашения с клиентами и заручиться их согласием на предоставление информации в IRS, — указывает юрист компании «Юков и партнеры» Владимир Клименко. — Одним из квалифицирующих признаков для привлечения лиц к ответственности по ст. 183 УК РФ является отсутствие согласия клиента на предоставление информации, соответственно, при наличии такого согласия привлечение к уголовной ответственности представляется затруднительным. Поскольку доля таких клиентов невелика, банки в случае отказа могут рассмотреть вопрос о прекращении их обслуживания.
http://izvestia.ru/news/571205