Рустам Батыров прокомментировал законопроект предусматривающий определение налоговой базы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости.
Текст: Татьяна Соколова
В пятницу Госдума на пленарном заседании приняла в I чтении проект закона, предусматривающий определение налоговой базы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости.
В настоящее время налоговой базой является среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения (БТИ). При этом для объектов, по которым кадастровая стоимость не определена, законопроект предлагает сохранить текущий порядок расчета налоговой базы. В отношении помещений, кадастровая стоимость которых не определена, если определена кадастровая стоимость здания, где они расположены, предлагается определять кадастровую стоимость как стоимость здания, умноженную на долю площади помещения в общей площади здания (за минусом площади общего имущества).
«Данный законопроект предусматривает внесение изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса РФ, предметом которой является налог на движимое и недвижимое имущество организаций», — прокомментировал Рустам Батыров, юрист КА «Юков и Партнеры».
Самое главное нововведение, предусматриваемое законопроектом, — определение налоговой базы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости, которая гораздо более близка к реальной стоимости имущества, добавил он.
Аналогичные положения уже применяются при исчислении земельного налога, в случае которого для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость земельных участков.
Он добавил, что необходимо отметить, что в текущей редакции данный законопроект не включает в себя нововведения, касающиеся налогообложения физических лиц.
Заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная на пресс-конференции пояснила, что перед органами власти стоит задача прописать методы и льготы различным организациям на федеральном уровне. Например, ИП не должны платить налог на недвижимость, но каждый год им приходится предоставлять справку о том, что эта недвижимость у них на балансе, поскольку в реестре этот факт почему-то не указывается. Есть ряд других проблем, которые должны быть решены до вступления этого закона в силу.
Законопроект предусматривает что положения проекта закона должны вступить в силу с 1 января 2020 года, а в отношении имущества иностранных организаций — с 1 января 2014 года.
Новая база для налога
Сергей Казинец, партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» напоминает, что сейчас налоговая база в силу ст. 375 НК РФ определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которая в свою очередь определяется по остаточной стоимости.
Он поясняет, что поправки предлагают определять налоговую базу либо по кадастровой стоимости помещения, либо, если такая стоимость установлена для здания, то пропорционально площади помещений организации в этом здании (площадь общего имущества здания в расчёт не принимается). «При этом поправки устанавливают, что если не определена и инвентаризационная стоимость, то исходить необходимо из рыночной оценки стоимости имущества либо из пятитикратной средней рыночной цены 1 кв. м, устанавливаемой Госстроем по соответствующему региону», — отметил юрист.
Как считает Сергей Казинец, поправки предлагают единый действенный механизм определения налога на недвижимое имущество организаций. «Существующий механизм фактически сводит на нет налог на недвижимость, поскольку правила бухучёта и учётной политики позволяют существенно занижать налогооблагаемую базу (стоимость недвижимости) по сравнению с рыночной стоимостью. Кадастровая же стоимость определяется близко к рыночной, что может повлечь существенное увеличение налога на недвижимость, в связи с чем и предлагается сильно отсрочить принятие поправок», — пояснил он.
http://www.bfm.ru/news/230016?doctype=article