Статья Светланы Тарнопольской и Сергея Клименко относительно практики ВАС РФ последнего времени, которая, по сути, лишает кредиторов банков-банкротов какой-либо надежды на существенное пополнение средств конкурсной массы за счет оспаривания сделок предбанкротного периода.
За последнее десятилетие мировая финансовая система изменилась не в лучшую сторону, в связи с чем государства предпринимают различные попытки с целью стабилизации национального финансового сектора и защиты интересов граждан.
Одними из первых на возникший финансовый кризис отреагировали США, что выразилось в принятии Закона Додда-Франка, которым были внесены существенные изменения в регулирование порядка оказания финансовых услуг и распределена компетенция между государственными органами в вопросах регулирования.
Базельский комитет по Банковскому надзору, членами которого являются представители центральных банков России и иных стран G10, одобрил стандарты Базель III, которые подлежат внедрению странами-членами в период с 2013 по 2019 годы. Эти стандарты направлены на повышение качества капитала кредитных организаций, минимизацию рисков дефолта в результате истребования средств по вкладам, ограничение инвестиционной деятельности, что в совокупности направлено на защиту интересов вкладчиков кредитных организаций.
Специально созданная в 2012 году Еврокомиссией для подготовки предложения о реформировании банковского сектора Евросоюза Специальная группа выполнила поставленную задачу и подготовленное предложение было принято в этом году Европейской комиссией 29 января 2014 года. Подготовленное предложение направлено на защиту интересов вкладчиков посредством регулирования инвестиционной деятельности банков, при этом оно учитывает обязательства стран-участниц Базельского комитета по поступательному внедрению стандартов Базель III.
Российский вклад
В России тоже прослеживается подобный курс, направленный на изменение регулирования банковской сферы в соответствии с общемировыми стандартами. С начала 2013 года было предпринято значительное количество мероприятий с целью изменения регулирования банковского сектора.
В частности, в 2013 году были внесены изменения в законодательство, регулирующее банковскую деятельность, Банком России принято множество нормативно-правовых актов (свыше 30), вносящих существенные корректировки в требования к деятельности кредитных организаций, вступившие в действие к моменту подготовки статьи в полном объеме, регулятором активно производятся действия по контролю рынка банковских услуг, активно осуществляется надзор и отзываются лицензии у организаций, входящих в систему страхования вкладов (за вторую половину 2013 года – 23 лицензии, с начала 2014 года – 6 лицензий), изменилась судебная практика в вопросах рассмотрения дел о несостоятельности кредитных организаций.
Одним из самых значимых изменений в правовом регулировании на законодательном уровне является изменение регулирования деятельности банковских групп и банковских холдингов, теперь в состав банковских групп могут входить юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, уточнен порядок раскрытия и представления головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности, уточнены и расширены полномочия банка России в отношении соответствующих банковских групп и холдингов.
С 1 января 2014 года действуют указания Банка России «Об оценке экономического положения банков» в новой редакции, предполагающей повышение контроля за качеством управления банками в части осуществления банками внутреннего контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем. Необходимо отметить, что в течение 2013 года был также внесен рад изменений в законодательство о противодействии легализации, которые банки должны учитывать при изменении внутренних программ и в ходе повседневной деятельности. Указания в новой редакции могут существенно повлиять на результаты присвоения квалификационных групп банкам, в сравнении с прежними периодами, официальные сведения должны появиться к 15 февраля.
Системно значимые
Одним из наиболее важных нормативных актов последнего времени следует признать Указание Банка России от 16.01.2014 «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций», который устанавливает порядок принятия Банком России решения об утверждении Перечня системно значимых кредитных организаций. В соответствии с названным указанием проект решения об утверждении Перечня должен быть подготовлен Департаментом банковского надзора не позднее 4 марта 2014 года.
Критериями отнесения организации к системно значимым кредитным организациям в том числе являются размер кредитной организации, взаимосвязанность с другими финансовыми, объем вкладов физических лиц. В своем указании Банк России определил, что отнесение к системно значимым кредитным организациям возможно на основе количественных показателей, рассчитываемых с учетом результатов деятельности кредитной организации за каждый финансовый год из трех лет, предшествующих дате расчета.
По предварительным оценкам экспертов банковской сферы, в перечень системно значимых кредитных организаций попадут свыше 50 банков, на которые в совокупности приходится свыше 80% совокупных активов банковского сектора России.
Взятый Банком России курс может повлечь определенные негативные последствия для тех кредитных организаций, которые не войдут в список организаций первого эшелона, поскольку для таких кредитных организаций первоочередным станет вопрос возможности конкуренции с кредитными организациями, признанных системно значимыми, как в вопросах получения финансирования, так и в вопросах непосредственного оказания банковских услуг.
Центральным Банком на себя возложены функции по составлению рейтинга, не зависящего от международных и национальных рейтинговых агентств и позволяющего в дальнейшем распределять денежные средства государственных корпораций и государственных учреждений, таких как государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и иных государственных фондов, средства которых частично могли размещаться ранее в банках, у которых потенциально могла быть отозвана лицензия.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что курс ЦБ на стабилизацию банковской системы в первую очередь ориентирован на исключение из нее «неблагонадежных» банков. И основания для вывода о том, что в банковских рядах все не так гладко действительно существуют. Так, руководство Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» отмечает крайне низкое качество активов банков-банкротов, конкурсным управляющим которых ГК «АСВ» становится в силу закона.
Новый подход ВАС РФ
Ни для кого не секрет, что средств собранной конкурсной массы на практике зачастую не хватает даже на покрытие требований кредиторов первой очереди (напомним, что ГК «АСВ» занимает в первой очереди место вкладчиков, получающих страховые выплаты из фонда страхования вкладов). До удовлетворения требований третьей очереди (юридических лиц) дело, как правило, вообще не доходит.
Единственной надеждой кредиторов на пополнение конкурсной массы является оспаривание конкурсным управляющим совершаемых в предбанкротный период сделок, влекущих вывод активов и/или предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов банка.
Однако и на этом «фронте» дела кредиторов обстоят не лучшим образом, поскольку складывающаяся практика ВАС РФ (особенно очевидным это стало в течение 2013 года) демонстрирует четкую тенденцию по затруднению оспаривания сделок, совершаемых банками в период от шести месяцев до нескольких дней до отзыва банковской лицензии. При этом в качестве основного мотива принятия соответствующих решений ВАС РФ декларировал принцип поддержания стабильности гражданского оборота.
В числе ключевых дел, рассмотренных ВАС РФ в указанный период, следует назвать: резонансное дело Дойникова, по сути, наложившее вето на упрощенный порядок оспаривания совершаемых в течение месяца до отзыва банковской лицензии сделок, направленных на перевод денежных средств по поручению клиента в другие кредитные организации; дело конкурсный управляющий ЗАО «СМИ» vs. ОАО «НБД-Банк», связанное с защитой сделок траншевого кредитования; дело ЗАО «ПВ-Банк» vs. КБ «Русский торговый банк», продемонстрировавшее курс ВАС РФ на защиту сделок межбанковского кредитования; дело конкурсный управляющий ООО «Автодизель Агро» vs. ООО «Нефтемаркет Транзит», отразившее курс на защиту добросовестного кредитора.
Итак, практика ВАС РФ последнего времени, по сути, лишает кредиторов банков-банкротов какой-либо надежды на существенное пополнение средств конкурсной массы за счет оспаривания сделок предбанкротного периода, возможный курс на доверие к любой кредитной организации (частью которого можно считать создание фонда страхования вкладов) со всей очевидностью замен политикой, которую можно назвать: «лес рубят – щепки летят», и реестровым кредиторам несостоятельных банков остается только сочувствовать.
Складывающаяся ситуация в банковском секторе, с учетом инициатив Банка России в отношении организаций, не отвечающих стандартам прозрачности и стопроцентной легальности, на фоне отказа ВАС РФ от прокредиторской политики при рассмотрении вопросов недействительности сделок предбанкротного периода, может привести к дополнительному перетеканию капитала из банков, не вошедших в перечень системно значимых, что в перспективе неизбежно приведет к новым отзывам лицензий.
http://www.rapsinews.ru/legal_market_publication/20140225/270804122.html