Виктория Большагина прокомментировала с такими проблемами могут столкнуться таксисты. Если, например, случится банкротство, машину придется продать, чтобы погасить долги. Можно ли защититься от этого?
Текст: Екатерина Коробка
Агрегатор может отключить таксиста от сервисов, а клиент – запачкать или поцарапать обивку салона. Таксопарки, бывает, вовремя не платят и отказываются заключать трудовой договор. С такими проблемами могут столкнуться таксисты. А если случится банкротство, машину придется продать, чтобы погасить долги. Можно ли защититься от этого? Юристы поделились советами. Если таксопарк задерживает выплаты, то запросить помощь можно у агрегатора. Оспорить отключение от сервисов сложнее. А в некоторых случаях есть шансы признать договор с таксопарком трудовым и взыскать с клиента ущерб, причиненный салону.
1 Агрегатор отключил от сервиса. Это законно?
Агрегатор может отключить таксиста от сервиса по своей инициативе. Например, недавно «Ситимобил» заблокировал нескольких таксистов без права на восстановление, потому что они устроили драку на дороге с другими водителями. Пассажиры в потасовке не участвовали, но «Ситимобил» решил, что не хочет сотрудничать с неуравновешенными таксистами. СМИ писали, что агрегатор передал в таксопарки информацию о драчунах, чтобы они больше не смогли работать. А «Яндекс.Такси» отключило таксиста, который пропустил звонок компании. Оказалось, что водитель глухой и физически не мог услышать звонок. В итоге «Яндекс» пообещал вернуть доступ к системе.
Отношения между агрегатором и водителем чаще всего регулируются пользовательским соглашением, к которому присоединяется водитель, говорит Евгений Розенблат, адвокат МКА Аронов и партнеры . В этом договоре оговариваются обстоятельства, при которых агрегатор может отключить водителя от сервиса. Так как это гражданско-правовой договор, основания для отключения от сервиса могут быть максимально широкими, добавляет Александр Карпухин, партнер Five Stones Consulting .
Как понять, когда агрегатор отключил от сервиса законно, а когда нет? Правомерным будет считаться отключение по основаниям из договора с агрегатором, объясняет Василий Хохлов, старший юрист юрфирмы Косенков и Суворов . А неправомерным – когда водитель не нарушал условия соглашения, но все равно получил блокировку. Обычно агрегаторы блокируют за нарушения, которые угрожают безопасности пассажиров или подтверждают, что машина или водитель не соответствуют правилам сервиса, говорит эксперт.
Поэтому Розенблат рекомендует внимательно читать договор с агрегатором еще до того, как начнете с ним работать.
Формально соглашение с платформой – договор присоединения. Это значит, что все его условия определяет агрегатор, а водитель не может на них повлиять. Ему остается или соглашаться на них, или искать другой сервис с более выгодными правилами. По закону, если таксист считает, что условия явно обременительны для него, после присоединения к договору можно потребовать изменить их в более честную сторону. Но Карпухин предупреждает: это достаточно сложная категория споров, где нужны серьезные усилия юриста. Победу никто не гарантирует.
С юридической точки зрения блокировка водителя в сервисе – это одностороннее расторжение договора агрегатором, объясняет Дмитрий Бохолдин, юрист адвокатской конторы Бородин и Партнеры . Он рекомендует оспаривать блокировку следующим образом:
сначала обратиться в техподдержку агрегатора;
если не поможет, направить письменную претензию оператору сервиса. В ней нужно описать, почему водитель считает блокировку неправомерной;
и только после этого обращаться в суд.
Розенблат советует в претензии агрегатору упомянуть и об убытках, которые водитель несет из-за того, что его неправомерно отключили от сервиса. Те поездки, которые таксист не совершил из-за блокировки, можно считать упущенной выгодой.
2 Таксопарк задерживает выплату, что делать?
Если водитель работает с агрегатором не напрямую, а через таксопарк, то деньги за поездки «по безналу» агрегатор перечисляет на счет таксопарка в банке. После этого таксопарк должен перевести водителю ту сумму, которая ему причитается в срок, установленный договором. Не все таксопарки выполняют свои обязательства вовремя.
«Яндекс.Такси» рекомендует водителям писать в техподдержку этого агрегатора, если таксопарк не отдал деньги в течение 5 дней после обращения за ними.
У каждого агрегатора своя система выплат, например, ежедневно или раз в неделю, рассказывает Софья Волкова, юрист Адвокатское бюро Asterisk . Если таксопарк нарушил срок выплаты, Волкова советует:
для начала обратиться в таксопарк за объяснениями. Если он не может внятно объяснить задержку, скорее всего, вас обманывают;
после этого можно связаться с агрегатором. Обычно они помогают водителям, говорит Волкова;
также можно написать претензию в таксопарк – официальное письмо с требованием о выплате денег;
если ничего не помогло, обращайтесь в суд. Конкретные требования будут зависеть от того, какое соглашение заключено между водителем и таксопарком. Как правило, это агентский договор, рассказывает Волкова. В этом случае водителю нужно требовать выплатить вознаграждение по нему.
Розенблат предлагает «утяжелить» претензию в таксопарк обещаниями в судебном споре взыскать не только долг, но и проценты за пользование чужими деньгами, и убытки, и судебные издержки. Есть шанс, что таксопарк захочет избежать лишних трат и отдаст деньги добровольно и поскорее.
3 Пассажир испортил салон машины, как получить деньги?
Агрегаторы и таксопарки не всегда подробно разъясняют в своих правилах, что делать водителю, если пассажир испортил машину. Например, «Такси 956» обошлось лаконичной формулировкой: если клиент испачкал салон, он должен оплатить химчистку. А если он откажется? И что делать, когда проблема не решается химчисткой? Например, пассажир порвал обивку сиденья или серьезно поцарапал машину.
Машину можно застраховать, но обычно по договору КАСКО компенсация предусматривается только за повреждения на внешней части машины. Например, в правилах «Тинькофф Страхования» указано, что ущерб внутренней отделке салона – страховой случай только в исключительных ситуациях (пожар, ДТП и тому подобное). «Ингострах» регулирует ситуацию еще детальнее: повреждения внутренней части салона не возмещаются, даже если они возникли из-за «противоправных действий».
Если нанесен ущерб, надо его зафиксировать, говорит Михаил Ялынычев, юрист фирмы Рустам Курмаев и партнеры . Это поможет потом доказать, кто, когда и как причинил повреждения. Например, можно сфотографировать их, сделать видеозапись. Хорошая идея – заранее разместить в салоне автомобиля видеорегистратор. Еще один вариант – подписать с пассажиром акт о выявленном ущербе, добавляет Ялынычев. Тут также важно подробно описать, кто, когда и как причинил ущерб.
Некоторые агрегаторы и таксопарки компенсируют затраты водителей на химчистку или ремонт, говорит Вячеслав Климов из адвокатского бюро Адвокатское бюро Asterisk . В этом случае водителю нужно не только зафиксировать нарушение, но и предоставить чеки.
С клиентом надо попытаться обменяться контактами, узнать его фамилию и имя. Если за компенсацию ущерба придется судиться, нужно знать, кто повредил машину. Если пассажир отказался назваться, данные можно запросить и у агрегатора, но готовьтесь к отказу, предупреждает Ялынычев. Все дело в законодательстве о персональных данных, сервис не вправе распространять эти сведения. Но если они нужны вам для взыскания денег через суд, агрегатор может передать эту информацию, говорит Климов (см. п. 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных).
Как вариант, если машина ваша, можно через суд потребовать агрегатора возместить ущерб и одновременно попросить суд истребовать у агрегатора данные пассажира, рассуждает Ялынычев. После того, как узнаете их, можно указать клиента как соответчика.
По словам юриста, в таких делах суды устанавливают следующие обстоятельства:
наличие ущерба;
его размер;
причинно-следственную связь между ущербом и действиями пассажира;
вину пассажира.
Бремя доказывания по закону распределяется так, что это должен доказать водитель. Отсутствие вины должен доказать клиент такси (п. 2 ст. 1064 ГК).
Если машина не ваша, есть риск, что ее собственник взыщет компенсацию ущерба с вас, предупреждает Ялынычев. При оплате без суда зафиксируйте все документально. После оплаты у вас возникнет право получить эти деньги с виновного пассажира, в том числе и через суд.
Все гораздо проще, если вы работаете по трудовому договору и автомобиль принадлежит работодателю. Тогда нужно как можно раньше сообщить ему о случившемся, говорит Ирина Белицкая, советник МКА Аронов и партнеры . Водитель не отвечает перед работодателем за тот ущерб, в котором не виноват, объясняет она.
Кстати, а можно признать отношения с агрегатором трудовыми? А с таксопарком?
Большинство таксистов сотрудничают с агрегаторами и таксопарками по гражданско-правовым договорам, рассказывает Климов. Это значит, что у водителей нет отпусков и больничных. Такие гарантии полагаются только тем, кто работает по трудовым договорам. В отдельных случаях можно признать трудовыми как отношения по гражданско-правовому договору, так и отношения, в которых никакого договора не было.
Но российские суды отказываются считать отношения таксистов с агрегатором трудовыми, отмечает Белицкая. Так, в одном случае Мосгорсуд не стал удовлетворять иск водителя в том числе потому, что по договору с «Яндекс.Такси» водитель не был обязан что-то делать для агрегатора. Наоборот, «Яндекс» должен был предоставить доступ к своему сервису за плату (дело № 33-53437/2019). В другом споре Замоскворецкий районный суд Москвы решил, что «Яндекс» – это информационный сервис, а не работодатель для таксистов (дело № 02-2792/2019). Против таксистов сыграло то, что у «Яндекса» грамотно сформулирован договор, по которому работают водители.
Представители агрегаторов считают, что признание их отношений с таксистами трудовыми повысит стоимость поездок для пассажиров. Ведь компаниям придется платить страховые взносы за водителей.
Помочь, по ее словам, могут такие обстоятельства:
стабильные и относительно регулярные взаимоотношения между таксистом и таксопарком;
наличие у таксопарка требований к квалификации водителей при заключении с ними договора;
требование о предрейсовых медицинских осмотрах, пусть даже и за счет водителей;
ограничение времени, в течение которого водитель может находиться на смене;
цену за поездку устанавливает таксопарк, а не водитель.
Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал Андрея Димина* работником индивидуального предпринимателя Алисы Петраковой*. Они заключили договор аренды транспортного средства. Каждое утро Димин приходил в таксопарк Петраковой, брал свободную машину и ехал на смену. Суд решил, что это трудовые отношения, а не арендные (дело № 88-5523/2021).
5
А если я в банкротстве, можно как-то спасти машину?
По закону о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое Гражданский процессуальный кодекс не разрешает обращать взыскание. По общему правилу у банкрота нельзя забрать нужные для профессиональной деятельности вещи, которые стоят не больше 10 000 руб. Но «в исключительных случаях» Пленум Верховного суда разрешает оставить банкроту и более ценное имущество (п. 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 48).
В деле А41-77864/2018 Петр Царенко* пытался доказать, что его машину нельзя забирать. Ведь она нужна для работы. Но «должник не подтвердил, что он является таксистом, личным водителем, перевозчиком <…>, то есть что спорное транспортное средство позволяет ему генерировать периодический доход, за счет которого живет он и члены его семьи, а также за счет которого возможно было бы осуществлять наполнение конкурсной массы», – отметил Верховный суд.
Единой практики по этому вопросу нет, говорит Виктория Вагнер, юрист МКА Аронов и партнеры . При заявлении ходатайства об исключении из конкурсной массы автомобиля юрист советует таксистам-банкротам доказывать, что эта машина – единственный источник дохода.
В законе не упоминаются документы, которые нужно приложить к заявлению об исключении автомобиля из конкурсной массы. По словам Степана Хантимирова, юриста Адвокатское бюро Asterisk , это могут быть:
трудовой договор, который покажет, что работа должника связана с вождением;
гражданско-правовые договоры об оказании услуг по перевозке;
договоры с агрегаторами.
Например, в деле № А60-31181/2019 АС Свердловской области оставил машину должнику потому, что его работа связана с разъездами. Мужчина устанавливал сигнализацию, а потом регулярно проверял, все ли с ней в порядке. Добиться положительного решения помогли трудовой договор и справка с работы.
Одного факта, что банкрот использует свою машину на работе, может не хватить, предупреждает Виктория Большагина, адвокат КА Юков и Партнеры . Нужно объяснить суду, что вы можете получать доход только за счет работы на личном автомобиле. Например, сослаться на то, что в вашем населенном пункте невозможно арендовать машину.
Таксистам, которые боятся потерять машину из-за банкротства, Павел Селюнин, юрист из Рустам Курмаев и партнеры предлагает альтернативу. Можно арендовать машину в таксопарке или оформить имущество на кого-то из семьи. «Банкротства домохозяйств наше законодательство еще не знает», – объясняет юрист. Правда, иногда семейные сделки могут «обнулить» (см. «Семейные сделки в банкротстве: что можно и нельзя»).
https://pravo.ru/auto/story/232448