Яков Гаджиев предположил, какие последствия для Ивана Сафронова будет иметь обсуждение его дела В.В.Путиным в рамках большой пресс-конференции. По данным ФСБ, Иван передавал по заданию спецслужбы НАТО секретные сведения о военно-техническом сотрудничестве и обороне России.
Текст: Глеб Силко
Владимир Путин раскрыл детали дела против Ивана Сафронова — по информации президента, оно связано с работой бывшего спецкорра Коммерсанта и журналистом, и советником главы Роскосмоса
Сегодня уже после пресс-конференции Владимир Путин пояснил свои слова о том, что
что преследование советника главы Роскосмоса и бывшего спецкора «Коммерсанта» и «Ведомостей» — не связано с его журналистской деятельностью.
Он рассказал, что обвинение касается длительного периода профессиональной деятельности Ивана Сафронова. Впрочем, по словам президента, врагов у бывшего журналиста в правоохранительных органах — нет.
«Там эпизоды его деятельности, которые следствие считает противоправными, они связаны не с работой его в качестве журналиста «Коммерсантъ». А связаны с довольно длительным промежутком в его жизни. В том числе, когда он работал помощником Рогозина. Он собирал и передавал информацию. Так говорят следователи. Надо, чтобы спокойно следствие с этим разобралось, дело передали в суд. Там же нет желающих его преследовать. Вы что там думаете, что у него там какие-то враги собрались в ФСБ или СК? Да нет у него там никаких личных врагов. Что он кому-то наступил на пятки? кого-то прищучил и обвинил? Ну такого же не было. Вопрос в другом — то, что он сделал попадает ли под то преступление, которое инкриминируется ему или нет. Следователи говорят, что была передача секретной информации представителям спецслужб западных стран. Это — прямое обвинение. У него нет врагов, это вы поймите, что у него нет врагов».
На пресс-конференции Владимир Путин, говоря о деле Сафронова, назвал предательство грехом и отметил — вопрос помилования можно будет обсуждать после решения суда.
ЪФМ обратился к адвокатам бывшего журналиста Коммерсанта — и попросил их оценить слова президента.
Защитник Иван Павлов считает, что Владимир Путин пользуется информацией только от следователей и не знает об аргументах второй стороны — из-за этого и возникает путаница о версиях обвинения.
Также адвокат заявил, что Сафронов просить о помиловании не намерен.
«Президент с его бэкграундом, конечно, жестко относится к любым шпионам и изменникам. Но в тоже время, мы живем в таком государстве, которое тот же президент считает правовым, где действует норма конституции, в частности, норма, которая гарантирует презумпция невиновности человека. Надо все-таки исходить из того, что виновность Сафронова далеко не доказана, вообще не понятно, будет ли рассматриваться его дело в суде, поскольку сам президент сказал, что следствие должно разобраться, из открытых он источников информацию брал. Но следствие пока еще и этого не сделало, поэтому еще рано говорить, о том, что там оно будет, какое оно будущее у уголовного дела Сафронова. Поэтому мы, конечно, общее впечатление — сожаление, что президент использует не общую информацию, а основывается на данных наших оппонентов. Мы до сих пор не верим, что такое дело может дожить до суда.
КАК ЗАЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПУТИНА МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА ДЕЛО ИВАНА САФРОНОВА?
Адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Яков Гаджиев считает, что президент постарался дистанцироваться от этого дела — поскольку не раз подчеркнул, что ясности в нем еще нет и следствию предстоит большая работа. Впрочем, вместе с тем, Путин и однозначно дал понять, КАК относится к такого рода преступлениям — и какого наказания будет ждать для осужденного.
«Когда дело находится на стадии предварительного следствия, у нас все органы государственной власти предпочитают отдать это на откуп следователю и потом суду. То есть у нас следователь согласно процессуальному законодательству является независимым процессуальным лицом, как и суд. Поэтому, давая подобные оценки, и, говоря о том, что каждую конкретную ситуацию надо рассматривать отдельно президент имеет ввиду, что все компетентные органы должны разобраться и принять какое-то решение. Так или иначе, сначала установить, какие действия были совершены, а потом дать этим действиям оценку, если вы обратили внимание, то сразу после того, как он сказал, что Сафронов мог оступиться, он при этом указал, что если он, в свою очередь, собирал информацию и регулярно ее за вознаграждение кому-то передавал, то он должен понести ответственность и максимально строго наказан».
Сегодня Мосгорсуд признал законным арест Ивана Сафронова, с июля он находится в СИЗО Лефортово. Следствие считает, что в 2017 году — во время работы в «Коммерсанте» — он передал секретные сведения чешской разведке. Сафронов связывает преследование с журналистской деятельностью. Представители Роскосмоса также говорили, что дело НЕ касается его работы в госкорпорации.
прослушать сюжет можно здесь