Марк Каретин прокомментировал, к чему приведет поддержка правительства идеи ФСБ засекретить данные о собственниках недвижимости. Суть поправок в ряд законодательных актов сводится к тому, чтобы исключить возможность доступа третьих лиц
Текст: Бэла Ляув
Поправки в ряд законодательных актов, касающихся регистрации прав на недвижимое имущество, самолеты и суда, подготовлены ФСБ. Их суть сводится к тому, чтобы исключить возможность доступа третьих лиц, за исключением госорганов, к персональным данным владельцев прав на имущество без их согласия. Во вторник законопроект одобрила правительственная комиссия, теперь он будет рассмотрен на заседании правительства, а затем направлен в Госдуму.
Открытый доступ к данным о владельцах недвижимости (см. врез) был нужен для того, чтобы ее покупатели могли убеждаться в юридической чистоте и прозрачности предстоящих сделок, но на деле наметилась тенденция «криминогенной систематизации сведений о правообладателях», гласит сообщение на сайте правительства.
Теперь, если поправки вступят в силу, информацию о владельцах прав на объекты недвижимости смогут получать либо государственные органы, либо сами эти правообладатели. Возможность предоставления этих данных другим участникам рынка недвижимости также предусмотрена – но только для защиты в судебном порядке нарушенных прав и законных интересов.
Сейчас сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним общедоступны и предоставляются по запросам любых лиц. Выписка из реестра содержит описание объекта, его адрес, обременения на него и имя правообладателя.
Это существенно замедлит процесс купли-продажи недвижимого имущества, а потенциальные покупатели лишатся возможности проверить, обременено ли недвижимое имущество, констатирует партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Марк Каретин. Закрытие информации для третьих лиц может доставить проблемы добросовестным гражданам и участникам экономической деятельности, соглашается Нина Евстратова, партнер юридической группы «Яковлев и партнеры». «Часто необходимо предоставить в суд выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество(ЕГРП), чтобы наложить обеспечительные меры на имущество должника – например, в ситуации, когда указанный в ЕГРП собственник преступным путем завладел имуществом, – рассказывает она. – В этом случае законный собственник получит отказ в предоставлении информации. Такая же ситуация возникнет по земельным спорам, когда собственник не сможет узнать владельца соседнего земельного участка и предъявить к нему иск, например, о сносе самовольно построенного объекта, если такое строительство нарушает его права».
Информация о том, кто является собственником недвижимости, должна быть открытой для потенциальных покупателей жилья, а введение ограничений как раз и может привести к различным манипуляциям, считает заместитель гендиректора «Миэль – сеть офисов недвижимости» Светлана Матвеева. Проводить сделки с принятием закона станет заметно сложнее, особенно альтернативные, когда выстраивается цепочка из сделок с несколькими квартирами, уверена она: понадобится дополнительное время, чтобы получить согласие всех собственников на предоставление выписок из ЕГРП. Если один из участников по каким-то причинам будет ограничен во времени, это может сломать всю цепочку, в которой может быть и три, и четыре, и больше звеньев, объясняет Матвеева. «Такие сделки порой готовятся месяцами, – рассказывает она. – Чтобы быть полностью уверенным [в чистоте квартиры], выписку придется брать несколько раз – перед выплатой аванса и перед самой сделкой – и каждый раз придется запрашивать на это разрешение собственника». Ко всему прочему не ясно даже, как должно быть оформлено такое согласие – в простой письменной форме или необходимо нотариальное заверение, добавляет Матвеева.
Похоже, что одна из целей законопроекта – ограничить доступ к информации об активах определенных лиц, считает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Права и свободы граждан он защитит вряд ли, а вот черный рынок данных породить вполне может, полагает он.