# +7 (495) 645 80 10

Сговор или высокий спрос: как ФАС может наказать застройщиков за рост цен

Илья Бахилин прокомментировал, что ждет российских девелоперов в случае, если антимонопольная служба найдет нарушения в их работе. За последний год цена нового жилья в ряде российских регионов выросла более чем на 10%.

Текст: Вера Лунькова

За последний год цена нового жилья в ряде российских регионов выросла более чем на 10%. По состоянию на начало апреля, по подсчетам аналитиков ЦИАН, рост цен на новостройки в среднем по стране составил 17%, причем в 24 регионах этот показатель выше. Как объяснял вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует строительный сектор, основные причины роста цен — подорожавшие строительные материалы, дефицит строителей и льготная ипотека.

Тем не менее российские власти поручили антимонопольному ведомству проверить повышение цен на предмет нерыночных факторов. В начале месяца на совещании с членами правительства Владимир Путин указал, что рост цен на новое жилье в Северной Осетии составил 30%, в Орловской области — 19,7%, в Адыгее — 19,3%, в Амурской области — 18,6%, Рязанской области — 17,6%. «Понятно, скажем, еще Дальний Восток подскочил, но в европейской-то части?» — спрашивал президент. Путин поручил ФАС проверить ситуацию на рынке — антипономольное ведомство должно доложить о результатах проверки до 15 мая.

Юристы и эксперты рынка недвижимости рассказали, что ждет девелоперов и как изменятся цены на жилье, если ФАС найдет нарушения в их работе.

Что могут выявить
В результате проверки антимонопольная служба может выявить признаки ценового сговора между застройщиками и возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. «Если картели между застройщиками будут доказаны, виновным будут назначены оборотные штрафы, размер которых зависит от выручки компаний, а руководителям грозит уголовная ответственность. Впрочем, у застройщиков есть право обжаловать решение ФАС в суде, и этот процесс может затянуться на несколько лет», — отмечает юрист компании «РТК бизнес24» Александр Лисовой.

В соответствии со ст. 14.32 КоАП участникам сговора грозит административный штраф для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб. и дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для юридических лиц предусмотрен штраф от 0,03% до 0,15% размера суммы выручки от реализации жилья, отмечает судебный эксперт, участник НП «Российская гильдия риелторов» и НП «Уральская палата недвижимости» Андрей Паньшин.

Также не стоит забывать о 178-й статье УК РФ «Ограничение конкуренции». В случае наличия картельного сговора также имеются основания для привлечения руководителей строительных компаний или иных контролирующих лиц к уголовной ответственности, подчеркнул юрист КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин. Однако, по его словам, это осуществляется в судебном порядке и при доказанности, что деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

В настоящее время в России практика привлечения к уголовной ответственности в таких случаях очень редка, отметил Бахилин. По его словам, доказательства сговора практически всегда будут косвенными, поскольку совершившие его лица скрывают всю документацию и переписку. «О нарушении свидетельствуют обычно лишь синхронные действия хозяйствующих субъектов по завышению или занижению цен. Иногда такие действия практически неотличимы от обычной экономической деятельности, обусловленной изменением спроса или предложения», — резюмировал эксперт.

На рынке жилья ситуация осложняется тем, что устанавливаемые цены отличаются в зависимости от каждого субъекта — это требует более детального анализа антимонопольной службой экономической ситуации на рынке конкретного региона, пояснил юрист.

Что проверят
В рамках имеющихся у Федеральной антимонопольной службы России полномочий данное ведомство занимается проверкой обоснованности цен на конкурентных рынках. Юрист Андрей Лямзин рассказал, что при определении признаков антиконкурентного соглашения ФАС учитывает такие доказательства, как:

электронная переписка между участниками;
совместная подготовка заявок;
договоренность об условиях участия в торгах;
согласование размера ценовых предложений;
фактическое исполнение этих договоренностей;
обеспечение победы нужного участника;
отказ от конкурентной борьбы;
распределение ролей участников торгов (Решение ФАС России от 25 августа 2017г. по делу No1-11-179/00-22-16).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (ст. 8 Закона «О защите конкуренции»), арбитражным судам следует учитывать то, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении, пояснил Лямзин. По его словам, вывод о том, что каждому из хозяйствующих субъектов было заранее известно, может быть сделан, исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Суды нередко «ругают» антимонопольный орган за формализм при выявлении признаков картельного сговора и признают недействительными решения ФАС, подчеркнул юрист. По его словам, суды придерживаются позиции о необходимости исследовать фактические обстоятельства, причинно-следственную связь между действиями и достигнутым соглашением. При этом нужно понимать, методики антимонопольного органа постоянно совершенствуется, резюмировал Лямзин.

https://realty.rbc.ru/news/60893c119a79475d3123fec1

Комментарии запрещены.