Алина Топорнина прокомментировала, насколько велика вероятность, что в поездах дальнего следования могут появиться курительные комнаты. Поскольку согласно закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в поездах дальнего следования и пассажирских судах запрещено.
Текст: Мария Кисилева
Как рассказал «Известиям» источник в РЖД, компания ведет переговоры с Роспотребнадзором об организации курилок в поездах дальнего следования. Обсуждается варианты размещения одной курилки на весь поезд, нескольских, а также их полное отсутствие. РЖД также обсуждает с ведомством систему очистки воздуха и допустимые нормы загрязнения воздуха в курилках. В Роспотребнадзоре от комментариев отказались, сославшись на то, что переговоры еще не закончены.
Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принят в конце февраля. Согласно ему, курение в поездах дальнего следования и пассажирских судах запрещено. Впрочем, для кораблей в дальних рейсах сделаны исключения — специально оборудованные курилки могут быть созданы по решению собственников судна. Подобной оговорки о поездах в законе нет.
Сейчас курение в поездах дальнего следования разрешено в «специально отведенных местах» на основании постановления правительство, принятом в 2005 году, говорит адвокат КА «Юков и партнеры» Алина Топорнина. Уже принятый закон, вступающий в силу с 1 июня 2013 года, имеет юридический приоритет над постановлением правительства. Таким образом, курение в поездах должно оказаться под полным запретом — никаких юридических оснований для оборудования спецзон в поездах текущая редакция закона не предусматривает, говорит Алина Топорнина. Так что «легализация» курилок потребует внесения поправок в федеральный закон.
В случае если курилок в поездах не будет, подымить на станции у пассажиров тоже не получится. Как пояснил пресс-секретарь дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писaренко, сейчас курение в здании вокзалов не разрешено, однако дымить можно на открытых пространствах, например на перронах, там, где есть урны. В новом законе курить разрешается только на расстоянии более 15 м от входа в вокзал, организация курилок не предусмотрена. По словам Дмитрия Писаренко, постепенно на перронах появятся знаки о запрещении курения. Работники вокзалов будут делать нарушителям замечания, если курильщик не подчиниться — вызовут транспортную полицию.
Как поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, по сути, закон запрещает курение на вокзалах только на перронах, которые используют исключительно пассажиры электричек. При этом, поскольку упоминания перронов дальнего следования в законе нет, курить там можно, считает эксперт. При этом он подчеркивает, что при обсуждении закона РЖД высказывало намерение организовывать курилки не в поездах, а на открытых частях перронов дальнего следования, хотя в окончательный текст закона разрешение на такие курилки также не попало.
Как отмечает сопредседатель ассоциации за права курильщиков Андрей Лоскутов, проблема нового закона в том, что он мало использует такое понятие, как общественное согласие.
— В обществе, где половина курит, а половина не курит, нужно именно согласие, а не радикальные запреты, — говорит он. Андрей Лоскутов приводит в пример авиатранспорт, где прямого законодательного запрета на курение сейчас нет. Однако общее правило «не дымить на борту» в целом соблюдается, так как курильщики осознают общественную опасность своих действий. При этом решение принимается каждым обществом в отдельности — в Германии, например, напоминает эксперт, на некоторых дальних перелетах курение разрешено.
В ходе обсуждения представители общества курильщиков говорили о том, что в поездах дальнего следования и электричках должны быть специальные зоны, где можно курить, — билеты туда могут продаваться дороже. Однако эта инициатива не была принята.
— Закон, который напичкан проблемами до полной неисполняемости, не уменьшит количество курильщиков. Из курения делают суперзапретный плод, — резюмирует эксперт.
http://izvestia.ru/news/546710