# +7 (495) 645 80 10

Порты станут стратегическими

Елена Ровинская прокомментировала насколько велика вероятность, что наряду с сокращением госрегулирования тарифов на услуги в морских портах власти могут отнести стивидорный бизнес к разряду стратегически важных для обороны и безопасности страны.

По информации «Известий», наряду с сокращением госрегулирования тарифов на услуги в морских портах власти прорабатывают вопрос отнесения стивидорного бизнеса к разряду стратегически важных для обороны и безопасности страны. Федеральные ведомства по поручению Аркадия Дворковича уже подготовили соответствующие поправки в закон об иностранных инвестициях. Таким образом, стивидорные компании избавятся от регулируемых тарифов, но сделки с участием иностранных инвесторов будут требовать предварительного согласования в правительстве.
Ранее Федеральная служба по тарифам (ФСТ) проводила эксперимент по сокращению регулирования тарифов на услуги портов, пилотной площадкой стал Большой порт Санкт-Петербурга. К стивидорным компаниям не применялось регулирование тарифов, однако ФСТ проводила мониторинг уровня цен. В портах к регулируемым услугам относятся погрузка, выгрузка и хранение грузов, а также предоставление причалов. В ФСТ напомнили, что после окончания эксперимента в порту Петербурга ведомству было поручено рассмотрение вопроса об изменении госрегулирования субъектов естественных монополий, к которым пока относятся и стивидорные компании в других морских портах.
Отказ от прямого установления тарифов и сохранение функций мониторинга «с одной стороны, обеспечит прозрачность деятельности организаций», а с другой — «позволит проводить гибкую тарифную политику исходя из складывающейся конъюнктуры рынка», отмечают в ФСТ. По поручению вице-премьера сейчас новый метод вводится в портах по заявкам стивидоров: обращения получены примерно от 20 стивидорных компаний, работающих в 10 портах.

Теперь власти дополняют поручение нормативной базой.

— Минтранс и ФСТ по результатам проведенного анализа рынка стивидорных услуг в морских портах подготовили проект постановления правительства, предусматривающий прекращение избыточного госрегулирования. В случае утверждения документа часть стивидорных компаний (в том числе крупных, но работающих на конкурентном рынке) будут исключены из реестра естественных монополий, — поясняют в Минтрансе. Новации не коснутся лишь ограниченного списка портов Крайнего Севера.

Одновременно ФАС совместно с Минтрансом, ФСТ и Минэкономразвития подготовили изменения в ФЗ-57, касающиеся стивидоров. Как поясняют в Минтрансе, после принятия постановления компании, потерявшие статус естественных монополий, перестанут быть стратегическими. Чтобы сохранить государственный контроль за сделками стивидоров с иностранным участием, и вносятся изменения в ФЗ-57.

Изменения принимаются на фоне громкой истории с продажей порта Ванино. В середине января через несколько дней после приватизации контрольного пакета Ванинского порта (конкурс выиграла «Мечел-Транс») бумаги оказались под контролем кипрских офшоров «Оперн Трейд Лимитед», «Седмино Инвестментс Лимитед» и «Травине Трейдинг Лимитед». Конечные бенефициар этих офшоров до сих пор официально не названы. Другим примером портовых активов под контролем иностранных инвесторов является группа НМТП, на долю которой приходится свыше 15,5% общего грузооборота российских морских портов. Контролирует группу офшор Kadina Ltd, принадлежащий «Транснефти» и предпринимателю Зиявудину Магомедову. Одним из крупных игроков на этом рынке является группа Владимира Лисина. Его голландская структура Universal Cargo Logistics Holding владеет такими транспортными активами, как Туапсинский морской торговый порт, Таганрогский морской торговый порт, Усть-Лужский универсальный перегрузочный комплекс, а также Морской порт Санкт-Петербурга.
По сути, контроль иностранных инвестиций для стивидоров привычен и предлагаемые поправки его сохраняют, говорит адвокат КА «Юков и партнеры» Елена Ровинская. Но если раньше он осуществлялся на том основании, что компании являлись естественными монополиями, то теперь они будут контролироваться как стратегически важные для государства. То есть для сделок с участием иностранных структур по-прежнему будет требоваться предварительное согласование властей, поясняет юрист.
Но исключение из перечня естественных монополий позволит грузовым компаниям выйти из зоны тарифного регулирования, кроме того, они больше не обязаны будут предоставлять специальные льготы отдельным категориям. Контроль за тарифами останется в части ведения антимонопольных органов, но отказ от тарификации их услуг, очевидно, способствует развитию конкуренции и приведет к изменению ценовой конъюнктуры, говорит Ровинская.

Правильной инициативу правительства считает и главный редактор журнала «Морские порты» Анатолий Кузнецов. По его мнению, в условиях отмены госрегулирования новая система позволит выявлять конечных бенефициаров и контролировать сделки с акциями через иностранные структуры.
— Раньше из тех капиталов, которые уходили за рубеж, обратно в виде инвестиций возвращалась лишь незначительная часть, — отмечает эксперт.
Впрочем, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отмечает, что решение Минтранса противоречит тренду на сокращение перечня видов деятельности, относимых к стратегическим.
— Прежняя тенденция была здоровым процессом. Чем больше стратегических видов деятельности, требующих большего контроля, тем более забюрократизированным становится процесс привлечения инвестиций, — отмечает Николаев.

http://izvestia.ru/news/545663

Комментарии запрещены.