Рустам Батыров прокомментировал, что делать, если налоговые приставы вас перепутали с полной тезкой, накопившей долги. Светлану уже три года преследуют за чужие долги коллекторы и судебные приставы — арестовывают имущество.
Светлану уже три года преследуют за чужие долги коллекторы и судебные приставы — арестовывают имущество, списывают деньги с карт, не выпускают за рубеж. Петербурженку перепутали с ее полной тезкой из Сибири, которая и накопила долги.
Петербурженка попала в капкан судебно-финансовой системы, спутавшей ее с тезкой-неплательщицей из Сибири. Ни обращения в банк, ни жалобы в Центробанк, ни письма в прокуратуру не помогают.
Светлана Русакова живет в Санкт-Петербурге уже 13 лет. Она — уроженка Архангельска. Мать четверых детей. Младшему сейчас семь месяцев. Три года назад женщине стали приходить уведомления о судебных взысканиях долга от 2017 года перед одним из крупных банков ее полной тезки — Светланы Сергеевны Русаковой, уроженки Новосибирска. У женщин также полностью совпадает дата рождения. Но остальные паспортные данные, естественно, отличаются. И в постановлениях суда эти данные указаны.
Когда Светлане из Петербурга, ее друзьям, родным и работодателю стали названивать уже коллекторы, женщина отправилась в отделение того самого банка. Там ее заверили, что ни в каких базах должников она не числится, ошибку с двойником выявили и данные Светланы обещали у коллекторов изъять. Выдали письмо, подтверждающее ошибку с адресацией долга. Но звонки не прекратились.
Весной прошлого года исполнительный лист по долгам Светланы из Новосибирска оказался в службе судебных приставов этого города. Которые, не затрудняя себя сверкой данных, направили взыскания на средства и имущество Светланы из Санкт-Петербурга. В мае у нее возникли проблемы при выезде на отдых с ребенком в Турцию, а уже за рубежом она узнала, что ее счета заблокированы, квартира и машина арестованы. Вот что рассказала Светлана Business FM:
«Меня задержали в аэропорту «Пулково» на таможенном контроле и сказали, что в отношении меня есть постановление и что граница для меня закрыта. Я не знаю, почему именно меня все-таки выпустили, что сыграло роль, но спасибо тому специалисту, мне удалось с ним поговорить, я ему объяснила, показала письмо от банка, попросила посмотреть документы. Я, собственно говоря, не виновата, моя путевка пропадет. Мне разрешили вылет. Уже по прилете в Турцию я узнаю, что у меня на автомобиль наложен арест, на мои квартиры, которые находятся в Санкт-Петербурге, тоже, моему работодателю направлены постановления о запрете выплат мне любых денежных средств, зарплаты. Все у меня на долги у меня на «Госуслугах» так до сих пор и висят с предложением оплатить. Меня идентифицировали [как должницу из Новосибирска], хотя в «Госуслугах» у меня введен и ИНН, который мне принадлежит. Я писала и жалобы, и обращения, и разъясняла. Но уходит один пристав в отпуск, приходит новый — и все снова. У меня в мае снимают с автомобиля арест, в августе приходит новый пристав — и по новой понеслось. У меня снимали 8 февраля больше 80 тысяч с одного счета с накопительного, где я могла получать ежемесячные проценты, и еще с банковской карточки дебетовой, зарплатная карта, куда я получаю детские пособия и все остальное, вот оттуда еще сняли сумму».
Кроме обращений в ФСС Светлана жаловалась в Центробанк. Там отписались, что виновных в ее бедах выявить не удалось. При этом в письме ЦБ Светлану почему-то периодически называл Татьяной. Прошлой весной она обращалась и в прокуратуру. Там ее письмо и вовсе затерялось.
Случаи, когда долги одних граждан госорганы путают с долгами других, не так уж редки. У председателя московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимира Фокина недавно с таким случаем столкнулась коллега. На «Госуслугах» у нее отобразились долги по налогам за другого человека с аналогичной фамилией. Более того, налоговая система объединила оба счета в один. Ее ситуацию удалось решить в досудебном порядке.
В ситуации Светланы необходимо обращаться сразу в несколько инстанций, считает адвокат, и начать с обращений через «Госуслуги» в службу судебных приставов.
Владимир Фокин председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры»
«Катится этот каток, и долетают какие-то наложения арестов, запреты и так далее. То есть по каждому факту нужно обязательно доносить информацию — это первое. Если оперативного ответа не поступает, то нужно обжаловать в административном порядке в вышестоящие органы. То есть если это рядовой пристав, значит, нужно писать в управление. Если это вообще не работает (вменяемые сроки — это одна-две недели), то тогда через центральный аппарат службы судебных приставов — это первая линия защиты интересов. Вторая — прокуратура. Обращаться нужно к местному прокурору по месту нахождения пристава с изложением ситуации. Учитывая, что эта ситуация затянулась и учитывая, что в прокуратуру наша героиня уже обращалась, я бы рекомендовал сразу в центральный аппарат Генпрокуратуры обращаться. Это обращение спустят на место, и уже оно не потеряется».
Помимо этого, эксперт рекомендовал направить обращение в Управделами президента. Конечно, его спустят приставам и прокурору, но там возьмут на карандаш. В данном случае именно от службы судебных приставов зависит удаление информации о долге и судебном производстве с портала госуслуг, отмечает
Рустам Батыров адвокат КА «Юков и партнеры»
«Во-первых, необходимо подать жалобу вышестоящему должностному лицу — это старший судебный пристав-исполнитель. Надо в этой жалобе изложить все претензии к тем действиям, которые совершаются в отношении лица, подающего жалобу. Там же нужно указать необходимость инициирования процедуры по изъятию сведений о наличии задолженности, в том числе и из госуслуг. В случае отказа в удовлетворении жалобы необходимо подать заявление в суд. Административный иск, который должен быть подан в течение трех месяцев с момента получения информации о ненадлежащих действиях со стороны пристава-исполнителя. Это первоначальные действия, которые нужно совершать при обнаружении информации о незаконном исполнительном производстве».
Если же обращения не помогут — остается только суд.