# +7 (495) 645 80 10

Что может грозить людям, информационно или материально поддерживавшим ФБК, в случае его признания экстремистской организацией?

Михаил Воронин прокомментировал, что грозит рядовым гражданам, которые делали пожертвования в ФБК, если Мосгорсуд признает фонд экстремистской организацией. Деятельность штабов Навального была приостановлена еще до вынесения решения суда.



Текст: Иван Медведев

Мосгорсуд 29 апреля продолжит рассмотрение дела о признании ФБК экстремистской организацией. Ранее фонд внесли в список иноагентов. Деятельность штабов Навального была приостановлена еще до вынесения решения суда.

Не секрет, что деятельность ФБК (признанного Минюстом иноагентом) на протяжении многих лет поддерживали, в том числе материально, и обычные граждане России. Также многие пользователи соцсетей репостили сообщения ФБК, размещали ссылки на расследования на своих страницах — в общем, так или иначе оставили в Cети цифровой след, связанный со структурами или проектами Навального.

Если фонды, штабы и прочие организации, связанные с оппозиционером, суд признает экстремистскими, нужно ли удалять ссылку на какой-нибудь фильм Навального от 2017 года тому, кто эту ссылку размещал у себя в Twitter или Facebook? И стоит ли опасаться уголовного преследования за донат, отправленный ФБК в 2015 году или в марте 2021-го? По закону за это преследовать не должны, говорит адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.

Александр Забейда
адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры»
«Ответственность может наступать только за действия, совершенные после вступления в силу такого судебного решения. Что касается того, стоит ли удалять ссылки и репосты, то это, конечно, личное действие каждого, но само по себе бездействие в виде неудаления не является преступным. Преступными являются только активные действия. Но, например, если делать репост какого-то старого поста, то, конечно же, это может получить свою самостоятельную юридическую оценку».

По закону все так, согласен старший партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Михаил Воронин. Но есть нюансы, продолжает юрист:

— Как мудро в свое время заметил Генри Маркович Резник, не так страшен закон, как практика его применения. Это означает, что могут подвести действия людей, которые до того, как эта организация была признана экстремистской, финансировали эту деятельность, заведомо зная, что ее деятельность попадает под признак экстремистской деятельности. Соответствующая статья в УК — 282.3.

— Что касается тех, кто в информационном поле каким-то образом обратил на себя внимание, например репостнул сообщение, нужно ли быстренько чистить ленту в соцсетях?

— С практической точки зрения, если бы ко мне обратились кто-то из моих клиентов, я бы посоветовал все удалить.

— Вместе с профилем?

— Желательно да.

Отдельный и, по словам юристов, очень сложный вопрос — что будет непосредственно с основателями ФБК, если фонд признают экстремисткой организацией. С одной стороны, если экстремистская организация есть и ее кто-то создал, для таких людей есть отдельная статья в Уголовном кодексе. С другой — как доказать, что люди, создававшие ту или иную структуру, заранее знали, что она будет экстремистской? Некоторые юристы, впрочем, задаются еще одним вопросом: а нужно ли будет это доказывать?

Леонид Волков 29 апреля объявил о закрытии сети штабов Навального. «Сохранение работы сети штабов Навального в нынешнем виде невозможно: оно немедленно будет подведено под статью об экстремизме и повлечет за собой уголовные сроки для тех, кто работает в штабах, кто сотрудничает с ними, кто им помогает», — заявил он.

https://www.bfm.ru/news/470918

Комментарии запрещены.