Алина Топорнина прокомментировала, можно ли вернуть деньги, которые украли мошенники. Воры предлагают оформить доставку на купленный на Авито товар, а потом присылают клиенту ссылку на сайт-клон известной транспортной компании, где тот оставляет данные банковской карты.
Текст: Александр Рассохин и Елена Иванова.
В период самоизоляции на «Авито» активизировались мошенники. Они предлагают оформить доставку на купленный товар, а потом присылают клиенту ссылку на сайт-клон известной транспортной компании, где тот оставляет данные банковской карты. В итоге деньги крадут. В такую ситуацию попал сотрудник “Ъ FM”. Что это за схема? И можно ли вернуть средства? Об этом — Александр Рассохин и Елена Иванова.
На первый взгляд все выглядело привычно: Сергей нашел на «Авито» товар, списался с продавцом и договорился о цене. Но как передать заказ в период пандемии? Встречаться лично рискованно, поэтому решили оформить «Авито Доставку». Сделать это у продавца по неизвестной причине не получается. Он жалуется на сбой и предлагает переслать товар через другую службу, например, СДЭК, заботливо заполняет за клиента форму и отправляет ему ссылку на оплату. Внешне она очень похожа на официальный сайт компании, говорит Сергей: «Я оплачиваю, и в конце всего этого происходит сбой. На следующий день они прислали письмо, мол, мы сейчас вам вернем деньги, только напишите, куда вернуть. Дальше вы пишите, если у вас на счете есть такая же сумма, которая там прописана, у вас ее просто спишут. Ясно, что этот сайт левый, но оплата все равно прошла».
Кстати, ссылку на сайт-клон мошенники отправляют не в чате на сервисе объявлений, а предлагают жертве списаться в мессенджере. В «Авито» говорят, что обычно предупреждают клиента, если продавец присылает ссылку на сторонний ресурс, но обезопасить клиента в личной переписке не могут. С подобными схемами знакома и компания Boxberry — ее адрес также появлялся в подставных ссылках. Директор Boxberry Михаил Конев рассказал “Ъ FM”, что делает служба в подобных ситуациях: «Все выявленные случаи службой безопасности анализируются и направляются в правоохранительные органы. Там, соответственно, идет работа с площадкой “Авито”, аналогичными площадками, где такие мошеннические случаи есть. Они блокируют такие аккаунты продавцов».
Могут ли компании отследить мошенников, которые используют их бренд в названии домена? Технически это сделать нетрудно, намного сложнее добиться блокировки сайта, особенно если он зарегистрирован не в России, говорит консультант по интернет-безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий: «Можно выявлять владельца этого домена и пытаться с ним договариваться. Если же это явно мошеннический сайт, то ходатайствовать о прекращении его существования. Действительно, надо собрать доказательства того, что сайт мошеннический. А для этого иногда требуется либо доведение дела до суда, либо как минимум открытие уголовного дела».
Еще один вопрос: может ли банк предупредить клиента, что перевод денег потенциально небезопасен? Если ресурс мошенников уже есть в реестре банка, то трансакцию, скорее всего, просто заблокируют. Если же деньги в итоге ушли, вернуть их вряд ли получится, считает партнер и адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алина Топорнина: «Когда клиент по собственной воле совершил перевод денежных средств мошенникам, здесь никакой вины со стороны банка нет. Когда речь идет о списании мошенниками денежных средств без участия клиента, в этом есть недосмотр банка, тогда у него возникает обязанность такого возврата».
Раньше эта схема с доставкой работала, когда товар предлагали отправить в другой город. Однако режим самоизоляции открыл для мошенников больше возможностей.
https://www.kommersant.ru/doc/4337631