Алина Топорнина прокомментировала, какие шансы у россиян вернуть деньги за авиабилеты, так как в пятницу Россия полностью прекратила авиасообщение с внешним миром. Исключение сделали только для рейсов, которые вывозят россиян домой.
Текст: Иван Якунин
В пятницу Россия полностью прекратила авиасообщение с внешним миром. Исключение сделали только для рейсов, которые вывозят россиян домой. Тем временем тысячи россиян до сих пор пытаются вернуть деньги после отмены рейсов. Авиакомпании сопротивляются. Преимущественно в качестве компенсации перевозчики предлагают ваучеры с тем же номиналом, что и сгоревшие билеты. Использовать их нужно будет в течение года. Другой вариант — перенос рейса на другую дату. Почему такие опции не устраивают туристов и есть ли у авиакомпаний обязательство возвращать именно деньги? Разбирался Иван Якунин.
Житель Калининграда Александр отправился в отпуск в Марокко. К тому времени, когда он должен был лететь обратно в Россию, по миру «ударил» коронавирус. Скорое возвращение домой для многих россиян теперь под большим вопросом, а перевозчик тем временем вместо возврата денег предлагает планировать новое путешествие, говорит Александр.
«S7 16 марта отменила рейс из Касабланки через Москву в Калининград. Билеты для пяти человек — порядка 120 тыс. руб., причем мы об этом узнали, только зайдя в личный кабинет. SMS не было. Предлагают возврат денег в виде сертификата, который, естественно, нам не нужен», — рассказывает калининградец.
Впрочем, может быть, Александр еще надумает отправиться куда-то впятером и деньги тогда не потеряет. У другой россиянки, Татьяны, такой опции нет. Сейчас они с дочерью ждут, когда власти вывезут их с Гоа спецрейсом. Поехать в другое путешествие тем же составом без серьезных доплат скоро станет физически невозможно, подчеркивает Татьяна.
«Ребенку будет в апреле два года — мне придется платить двойную сумму за билет. Они не меняют мне билет, потому что они просто не понимают, когда вообще следующий рейс будет из Гоа в Москву», — говорит путешественница.
Некоторые перевозчики меняют правила прямо на ходу. Еще несколько дней назад москвичке Елене предлагали вернуть деньги за отмененный рейс из Непала, но внезапно передумали.
«Билеты из Катманду в Москву, компания FlyDubai. Конечно, я хочу вернуть свои деньги назад, но это сейчас невозможно, оказывается. Компания переписала свои правила на сайте, они убрали строку, что могут вернуть деньги, и оставили только ваучер или смену даты. Дату они переносят на плюс 60 дней от даты вылета. Связаться с компанией просто невозможно», — говорит Елена.
При этом авиакомпании имеют право компенсировать туристам несостоявшиеся полеты тем образом, каким посчитают необходимым. И отказ возвращать клиентам именно деньги — это вынужденная мера, объясняет партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алина Топорнина:
«Поскольку это стопроцентный форс-мажор, то говорить о том, что у авиакомпании есть обязанность возвращать денежные средства, тоже нельзя, потому что они точно так же попали в эти форс-мажорные обстоятельства. Понятно, что будет предоставлена некая компенсация. Каким образом, какая авиакомпания ее предоставит, — это будет история про каждую отдельную авиакомпанию».
Россияне, конечно, могут обратиться в суд. Но стоит ли оно того, — большой вопрос, отмечает партнер юридической компании BMS Денис Фролов: «В текущей ситуации, когда рассматриваются только неотложные судебные разбирательства, связываться с не самой простой и затратной по времени процедурой судебного взыскания этих денег наши пассажиры не будут. На это и рассчитывают те, кто предлагают альтернативные способы решения этой проблемы, в том числе выбрать другой билет или туристический продукт».
Тем не менее, в среду председатель Совета федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам подготовить обращение в Минтранс, чтобы он обязал авиакомпании вернуть россиянам деньги за несостоявшиеся полеты. Правда, если это был совместный рейс российской и иностранной авиакомпаний, то ситуация сложная. Если между перевозчиками есть соответствующий договор, стоимость билетов должны компенсировать. Если договора нет, то зарубежная компания вправе действовать по правилам страны своей регистрации. Но чаще всего, как говорят, юристы, все будет зависеть от желания перевозчика договориться с пассажиром.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, из-за массовой отмены рейсов в связи с пандемией коронавируса объем перевозок европейских авиакомпаний упал больше чем на 80% в годовом выражении. Аналитики прогнозируют, что выручка компаний может снизиться на $76 млрд.
https://www.kommersant.ru/doc/4302696