Алина Топорнина прокомментировала, кто виноват в том, таксист въехал в толпу прохожих в центре Москвы. Пострадали восемь человек, включая двоих болельщиков из Мексики. Семь из них находились в удовлетворительном состоянии.
Текст: Мария Карнаух
Таганский суд отправил под арест таксиста, который въехал в толпу прохожих в центре Москвы. Пострадали восемь человек, включая двоих болельщиков из Мексики. Как позже сообщили в столичном департаменте здравоохранения, семь из них находились в удовлетворительном состоянии, «у одной женщины состояние средней степени тяжести».
Водитель автомобиля с логотипами «Яндекс.Такси» попытался скрыться с места происшествия, но его задержали очевидцы (позже в сети было обнародовано видео).
За рулем находился гражданин Кыргызстана Анарбек Чынгыз. По его словам, он заснул и непроизвольно нажал на газ вместо тормоза. Таксист рассказал, что работал 20 часов подряд, затем спал только «два-три часа, а потом опять 20 с лишним часов за рулем». Ему предъявили обвинение по статье «Нарушение ПДД, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью» (ч. 1 ст. 264 УК РФ). Максимальное наказание по ней – два года лишения свободы.
Ответственность агрегаторов, в том числе «Яндекса», за инцидент на Ильинке стала одной из главных тем в соцсетях. Некоторые пользователи призывают отключить агрегаторы и вернуть обычные таксопарки.
Кто-то высказал пожелание, чтобы в приложении Яндекс.Такси появилось поле «Сегодня ваш водитель уже отработал ______ часов».
Корреспондент Настоящего времени обсудила ситуацию с юристом и двумя экспертами – представителем Международного евразийского форума такси и лидером общественного движения “Синие ведерки”.
Что говорят в «Яндекс.Такси»
Водитель управлял машиной, зарегистрированной на транспортную компанию “Чекпоинт”. Как полагает координатор общественного движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов, скорее всего, автомобиль был взят в аренду.
В пресс-службе “Яндекс.Такси” утверждают, что в момент аварии таксист не выполнял заказ от агрегатора. Представители сервиса подчеркнули, что «Яндекс.Такси» не может контролировать водителей, когда они отдыхают или выполняют заказы от других компаний.
«Наши алгоритмы отключают водителей от заказов «Яндекс.Такси», когда они слишком долго на линии. Однако таксопарки сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами заказа такси. К сожалению, у нас нет возможности контролировать, что делает водитель, когда не выполняет заказы нашего сервиса: отдыхает, принимает заказы других агрегаторов или работает «от борта», – сказали в компании.
Почему инцидент связывают с низкими ценами на такси
«Этот случай поднял вопрос о количестве часов и о том, что водители перерабатывают», – сказал Настоящему времени руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
Он напоминает, что в мае 2018 года в Минтрансе утвердили ведомственный приказ о рабочем времени водителей коммерческого транспорта. Согласно документу, водитель легкового такси не может работать более 10 часов в сутки. На практике эти нормы никто не соблюдает: ситуация на рынке услуг такси диктует свои условия.
«Пассажиры хотят такси подешевле, агрегаторы все больше снижают тарифы”, – констатирует Швагерус.
С учетом того, что агрегатор забирает свою долю от заказа – до 30%, цена поездки часто оказывается ниже ее себестоимости.
«Водители вынуждены работать на износ – по 18-20 часов в сутки, шесть дней в неделю, не ради погони за наживой, а чтобы заработать на прожиточный минимум”, – сказал Настоящему времени Петр Шкуматов.
Водители используют все доступные сервисы: регистрируются сразу в нескольких агрегаторах, чтобы собрать максимальное количество заказов. Работа на износ плюс экономия на техническом обслуживании автомобиля приводят к печальным последствиям.
“Все это оборачивается крайне высокой аварийностью. По неофициальной статистике, в ДТП с участием такси сегодня гибнет столько же людей, сколько от аварий с участием пьяных водителей. Но на это почему-то никто не обращает внимания”, – утверждает Шкуматов.
Кто несет ответственность за аварию
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус подчеркивает: «Яндекс.Такси» не несет никакой законной ответственности за то, что произошло, поскольку автомобиль не выполнял заказа от агрегатора.
«Если бы это был заказ от сервиса, то ответственность компании распространялась бы только на пассажиров такси. Пешеходы ведь не заказывали «Яндекс.Такси», поэтому перед ними агрегатор ответственности не несет», – считает эксперт.
Вся вина, с точки зрения закона, лежит на самом водителе и владельце автомобиля, поясняет Швагерус. По словам Шкуматова, “Яндекс.Такси” предоставляет страхование только в некоторых регионах, а сумма зависит от того, насколько пострадал пассажир.
Главный вопрос – какие правовые отношения связывают таксиста с таксопарком, предоставившим автомобиль, говорит партнер в коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Алина Топорнина.
«Если речь идет о трудовых отношениях, то тогда ответственность лежит на работодателе. Именно он должен контролировать то, сколько часов работает таксист, и не превышает ли общее число нормы, установленные трудовым законодательством – 40 часов в неделю. А если водитель заключал договор лизинга или аренды на автомобиль и занимается частным извозом (в том числе, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель), то контролировать его деятельность невозможно. Количество отработанных часов определяет он сам», – пояснила юрист.
Таксистов, работающих официально, в России практически нет, уточняет Шкуматов.
«Это в лучшем случае индивидуальный предприниматель, но чаще это физическое лицо, которое берет автомобиль с разрешением на работу в такси. У нас такое разрешение выдается не водителю, а машине», – говорит он.
Агрегатор просто не может проконтролировать, кто находится за рулем авто. «За рубежом подобные сервисы либо запрещают, либо приравнивают к работодателю. В этом случае компании вынуждены платить налоги, обеспечивать страховку пассажирам и отвечать за водителей. У нас полная анархия», – считает Шкуматов.
Транспортное средство застраховано по ОСАГО, поэтому объем компенсаций определяется страховкой. «Насколько будет возмещение соответствовать тому ущербу, который понесли пострадавшие – другой вопрос», – заключает эксперт.
Что дальше
Самое очевидное решение – ввести запрет на получение заказов, если водитель отработал больше установленной нормы часов, говорят эксперты. Технически эта мера легко осуществима: более того, к ней уже иногда прибегает «Яндекс.Такси», говорит Шкуматов. Но вопрос в том, что такие меры должны предприниматься сервисами не по отдельности, а централизованно.
«Если один введет такие ограничения, а остальные – нет, то первый потеряет водителей – они будут уходить к более лояльным конкурентам. Это приведет к экономическим потерям для компании», – поясняет Швагерус.
По его мнению, лучшим решением проблемы станет создание единого центра, куда агрегаторы будут отправлять онлайн всю информацию о водителях и объеме их заказов. Более того, система будет отслеживать количество отработанных часов, и при достижении максимума водитель не сможет получить заказ ни от одного из агрегаторов.
Швагерус отмечает: необходимость единой системы обсуждается на разных уровнях, сами агрегаторы понимают, что преобразования нужны. Возможные меры будут обсуждаться на Международном форуме такси в Москве 9-10 августа. Уже к осени планируется создать отраслевой общественный совет из представителей субъектов.
«Потребитель должен понимать – в таком случае цена перевозки для пассажиров вырастет», – предупреждает эксперт.
https://www.currenttime.tv/a/29301743.html