Екатерина Баглаева прокомментировала, что программа реновации Москвы может затронуть 15–20 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые имеют в планируемых под снос зданиях небольшой бизнес: парикмахерские или мастерские.
Текст: Валентина Дорохова
Программа реновации Москвы может затронуть 15–20 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые имеют в планируемых под снос зданиях небольшой бизнес: парикмахерские или мастерские. Такую оценку сделали в Партии роста бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Права этих людей, особенно арендаторов, защищены законом крайне слабо. Нет гарантий, что предприниматели получат аналогичные площади, причем до того, как будут выселены. Юристы опасаются, что аналогичное помещение вообще предоставлено не будет, максимум — денежная компенсация, причем не полностью покрывающая стоимость имеющейся собственности.
Реализация проекта реновации городского жилого фонда предполагает снос до 8 тыс. зданий общей площадью до 25 млн кв. м. На их месте будут возведены жилые дома нового типа и большей высотности. По данным мэрии Москвы, собственники нежилых помещений в сносимых пятиэтажках получат полноценное возмещение рыночной стоимости своей недвижимости. Госдума перенесла парламентские слушания по поправкам ко второму чтению законопроекта о реновации жилья с 20 июня на 9 июня.
— Закон, который назвали реновацией, — это закон о лишении собственности, то есть это нарушение Конституции России. Если это антиконституционное действие будет произведено, то бизнес, по сути дела, разорится, — заявил управляющий партнер Management Development Group, член президиума генсовета Партии роста Дмитрий Потапенко.
По его подсчетам, количество нежилых, коммерческих помещений, которые попадают под реновацию, колеблется от 7 до 10 тыс.
— Арендаторы, конечно, вылетают, как пробка из бутылки, и ничего не получают. Представьте, что у вас была, например, швейная мастерская или парикмахерская с постоянными посетителями, а потом вы вынуждены где-то в голом поле ждать, когда что-то построится, — объяснил Дмитрий Потапенко.
Пока новое здание будет строиться, бизнес не будет работать, когда будет происходить заселение — то вокруг будет идти стройка и никто не будет пользоваться услугами малого бизнеса в таких условиях, добавил бизнесмен. Компенсировать это невозможно, уверен он.
— Кто в это время будет платить аренду, зарплату сотрудникам, закупать товар и откуда взять эти деньги? — задает риторический вопрос Дмитрий Потапенко.
По его мнению, малый бизнес из-за этого может уйти на нелегальное положение или продолжать работать в неприспособленных для этого помещениях.
Президент «Опоры России» Александр Калинин выразил также глубокую озабоченность в связи с тем, что пока непонятно, как будет урегулирован вопрос с нежилыми помещениями.
— Чуть ли не во всех пятиэтажках расположены магазины, парикмахерские, турагентства и так далее, их тысячи. Нет абсолютно твердой гарантии, что предприниматели получат аналогичные площади, причем до того, как они будут выселены из этих помещений, — рассказал он.
Бизнес просто прекратит существование, если предприниматель получит помещение через год или через два, когда будет построен другой объект, уверен Александр Калинин.
По его словам, «Опора России» также готовит обращение к мэру и законодателям Москвы с тем, чтобы права предпринимателей и граждан были соблюдены.
— Упущенную выгоду будет очень трудно посчитать. Если сейчас эти дома находятся недалеко от метро, то потом помещения могут переехать туда, где транспортная доступность совсем другая, таким образом, доходность бизнеса может упасть, — предупреждает он.
Более оптимистично смотрит на процесс реновации сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик.
— Большое неудобство для бизнеса сегодня может быть компенсировано улучшением качества жизни. Всегда, когда ты находишься в процессе реорганизации, повышения качества инфраструктуры, приходится терпеть сложности, — отметил он.
По его мнению, в краткосрочной перспективе любые такие масштабные изменения будут тяжелыми для бизнеса.
— Представьте, как в свое время возмущалось ремесленничество в Париже, когда барон Осман строил знаменитую стену Тьер. Московская мэрия, безусловно, найдет механизмы компенсации этого прямого ущерба. По крайней мере мы на это надеемся и рассчитываем, — подчеркнул Алексей Репик.
Нежилые помещения не приобщаются к жилищному фонду, рассказал юрист «Юков и партнеры» Дмитрий Куликов. Государство не обязано предоставлять владельцам этих площадей другое помещение в новом доме, подчеркнул он.
— Старая площадь будет выкуплена по кадастровой стоимости или даже меньше. Владельцу придется уже через суд добиваться возврата соразмерной стоимости и проводить оценки, — опасается юрист.
Что касается арендаторов нежилых помещений, то здесь ситуация лучше. Государство приравнивает старое помещение к новому и аренда переносится на новое, как и ипотека, пояснил Дмитрий Куликов.
— Арендодателю будет проблематично выселить арендатора из нового помещения, потому что по общим правилам аренда туда переносится. И если арендатор не будет доволен новым помещением, то он может досрочно расторгнуть долгосрочный контракт на аренду, — добавил юрист.
Всего в Москве зарегистрировано около 250 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В пресс-службе мэра Москвы не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
http://izvestia.ru/news/714548