Марк Каретин прокомментировал, что ФАС России получила первую жалобу на высокую цену проезда по платной дороге Москва–Санкт-Петербург. По мнению адвоката, подавшего жалобу, Северо-Западная концессионная компания установила монопольно высокие цены на проезд по дороге.
Текст: Александра Баязитова
ФАС России получила первую жалобу на высокую цену проезда по платной дороге Москва–Санкт-Петербург. Документ (есть у «Известий») подал адвокат консалтинговой группы ЮКТ Олег Никуленко. По его мнению, цены компанией установлены монопольно высокие, что нарушает закон «О защите конкуренции». В частности, ООО «Северо-Западная концессионная компания» занимает доминирующее положение на рынке платного проезда на участке Москва–Санкт-Петербург, считает он.
— Это очевидно, поскольку других организаций, предоставляющих услуги платного проезда без пробок и светофоров в направлении от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно не существует, а бесплатное движение по Ленинградскому шоссе не справляется с грузопотоком, в связи с чем и был реализован национальный проект по строительству нового скоростного шоссе, — пояснил «Известиям» господин Никуленко. — Общественная трасса не справляется с потоком дачников, работающих в Москве людей и грузового транспорта. При строительстве трассы М-11 общественности было заявлено, что это социальный проект, что цена проезда будет минимальной, что это делается для общества. Все об этом забыли, но именно так объясняли жителям Химок необходимость уничтожения Химкинского леса.
При этом на сопоставимом рынке установлены цены, которые в разы меньше обжалуемых. Заявитель приводит цены на оплату проезда по автомобильной дороге М-4 «Дон» — они в 2,5–3 раза ниже. Как подсчитал Никуленко, если житель Зеленограда будет по рабочим дням по трассе М-11 ездить в Москву, ежемесячные затраты на проезд составят 12–15 тыс. рублей, что сопоставимо с прожиточным минимумом в Москве.
— Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах…» (ст. 37) закрепляет в качестве условия введения платности на каком-либо участке автомобильной дороги в России важную гарантию для пользователя: обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования, — заявил «Известиям» официальный представитель компании. — Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 1066-р, в качестве альтернативного бесплатного предусмотрен маршрут «Ленинградское шоссе от Московской кольцевой автомобильной дороги до км 29 + 300, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-10 «Россия» на участке км 29 + 300 — км 57 + 086».
Следует отметить, что тарифы зависят от времени проезда, дня недели, интенсивности проезда и времени года.
Водитель может получить скидку до 70% от стоимости поездки, установив транспондер, который позволит производить оплату дистанционно. Размер скидки владельца транспондера будет зависеть от количества поездок по трассе. При совершении от 1 до 20 поездок в месяц представляется базовая скидка в 20%, от 21 до 30 поездок дадут возможность получить скидку в 50%, от 31 до 44 — 60%, от 44 до 50 — 70%.
Самое дешевое время поездки с 0.00 до 6 утра — 160/200 рублей, с 6 до 10 утра придется платить 400/500 рублей, с 10 до 14 часов — 450/360 рублей, с 16 до 20 часов — 400/500 рублей и с 22 до 00 часов — 160/200 рублей. Таким образом, заявленные в жалобе юриста 11–15 тыс. рублей при наличии транспондера и скидок превращаются в 5–7 тыс. рублей.
Мнения экспертов по оценке перспектив данной жалобы разделились. Дело в том, что тариф был согласован с Росавтодором и утвержден постановлением правительства. Поэтому оспорить его будет крайне трудно.
— Это, во-первых, связано с трудностями обоснования того факта, что тариф носит дискриминационный характер и не соответствует разумной цене, — говорит руководитель департамента по разрешению судебных споров коллегии «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов. — Во-вторых, с тем обстоятельством, что существует альтернативный бесплатный проезд по Ленинградскому шоссе, т.е. заявитель всегда может выбрать, ехать по платной или бесплатной трассе, что свидетельствует об отсутствии нарушенного права. В-третьих, размер платы был санкционирован специализированным органом (Росавтодором), в связи с чем антимонопольному органу и суду будет трудно чисто психологически встать на сторону заявителя, если, конечно, он не представит данных, свидетельствующих о вопиющих злоупотреблениях.
Однако шансы на положительный исход всё же есть.
— ФАС должна признать, что ООО «Северо-Западная концессионная компания» занимает доминирующее положение в сфере оказания данной услуги, — уверена юрист компании «Деловой фарватер» Марина Емельянцева. — А если ФАС подтвердит доминирующее положение компании, то возможно оспорить тариф и снизить его. Однако это дело очень длительное и займет не менее года, а то и больше.
— Есть основания для вынесения антимонопольной службой постановления как в одну, так и в другую пользу, — заключает партнер коллегии «Юков и партнеры» Марк Каретин. — Однако следует понимать, что трасса М-4 принадлежит государству, в то время как М-11 принадлежит концессионной компании. Высокая стоимость проезда обусловлена тем, что концессионные компании, являясь частными, стремятся как можно скорее компенсировать стоимость строительства магистрали.
ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) в равных долях принадлежит французской фирме Vinci и российской компании «Мостотрест» (последняя контролируется РЖД). Все собираемые за проезд деньги до 2040 года поступают СЗКК в счет компенсации инвестиций в строительство трассы и расходов на ее эксплуатацию.
http://izvestia.ru/news/598135