Илья Драгунов прокомментировал, насколько эффективно предложение банков не требовать с иностранцев в отделениях миграционные карты и документ, подтверждающий их право на пребывание в России.
Текст: Анастасия Алексеевских
Минфин, Центробанк, Росфинмониторинг и Минэкономразвития рассматривают предложение банков не требовать с иностранцев в отделениях миграционные карты и документ, подтверждающий их право на пребывание в России. Сейчас это требование законодательства, и, чтобы смягчить «миграционный режим» в банках, Национальный совет финансового рынка отправил ведомствам поправки в готовящуюся правительством Концепцию модернизации антиотмывочного законодательства до 2020 года.
Концепцию разрабатывают Росфинмониторинг, Центробанк и экспертная группа при комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Поправки НСФР в случае их принятия должны быть внесены в антиотмывочный закон 115-ФЗ (статью 7), также скорректировать нужно будет инструкцию ЦБ 153-И. Сейчас по закону банки при первом приеме клиента на обслуживание должны установить полный перечень сведений о гражданине: ФИО клиента; его гражданство; дату рождения, паспортные данные; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. У иностранцев банки запрашивают: ФИО; загранпаспорт; дата рождения; место рождения; адрес в России; идентификационный номер налогоплательщика родной страны; номер социального обеспечения и адрес в иностранном государстве, данные миграционной карты и документы, подтверждающие право на пребывание в России.
Вопрос об отмене этой нормы обсуждается с 2014 года, ранее упростить жизнь иностранцам предлагалось только в двух случаях — при открытии вклада в банке или совершении операций на сумму свыше 15 тыс. рублей. По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, предъявление иностранцами в банках миграционных карт/документов на пребывание является излишним: они не содержат никаких идентификационных данных, а контроль за содержанием миграционных карт существенно затягивает процесс обслуживания клиентов, а для самих банков создает совершенно непрофильные риски.
Зарубежные клиенты тратят время и деньги на получение таких документов, а процесс их обслуживания в банках замедляется, сетуют в НСФР. Управляющий директор Мособлбанка Елена Спирина подтверждает, что на практике часто клиент-мигрант при предъявлении просроченной миграционной карты получает отказ в обслуживании банком, но подозрительно оперативно возвращается и предъявляет новую карту или с продленным сроком действия. Зампред НСФР Александр Наумов сетует, что банки давно превратились в полицейских, органы миграционного контроля и налоговую службу.
— 115-ФЗ не учитывает множества нюансов, но в законе миграционная карта обязательна для идентификации иностранцев банками во всех случаях, — говорит Наумов. — Так, закон не учитывает дистанционное обслуживание, то, что своевременная замена миграционной карты не во всех случаях обязательна (когда трудовой мигрант оформляет патент на работу). Кроме того, в ряде случаев миграционная карта может отсутствовать у граждан зарубежных государств, прибывающих в РФ: ее нет у граждан Белоруссии, членов официальных делегаций и членов их семей, прибывающих в Россию с официальным визитом, представителей иностранных, международных организаций. Миграционные карты не оформляют члены бригад железнодорожного, воздушного, морского и автомобильного транспорта.
По данным Федеральной миграционной службы на июль 2015 года, в России в 2015 году пребывает 11 млн иностранцев — это, согласно подсчетам американского Migration Policy Institute, второй показатель в мире (после США).
— Мы рассматриваем предложение НСФР как одну из экспертных позиций в рамках работы над Концепцией до 2020 года, — заявил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. — Четких обоснований целесообразности такого решения мы не получили от банкиров. ФМС выступает пока против этой меры, Росфинмониторинг будет ориентироваться на позицию ФМС.
В связи с возрастанием рисков террористической угрозы либерализация в данном вопросе едва ли своевременна, считает Ливадный. В ФМС опасаются, что миллионы нелегалов смогут без проблем пользоваться банковскими услугами:
— Из общего числа иностранцев 42% находятся в России с целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, то есть не являются гастарбайтерами, — указывают в ФМС. — При этом 3-4 млн человек являются нелегальными мигрантами — предложение банкиров Федеральная миграционная служба не поддерживает.
В пресс-службе Банка России отметили, что оценивают все предложения заинтересованных сторон по совершенствованию института идентификации, которые будут реализованы в краткосрочной перспективе, заложены в «дорожной карте» по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. При это актуальные изменения законодательства, направленные на модернизацию института идентификации зафиксированы в новой редакции Положения ЦБ 262-П.
В Минэкономразвития позитивно восприняли идею:
Читайте еще:
Минздрав готовит тотальную проверку качества лекарств
Минздрав готовит тотальную проверку качества лекарств
— Будет упрощена процедура взаимодействия между банком и их клиентами после первого обращения, в рамках которого человек пройдет полную процедуру идентификации, — поясняет Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. — Кроме того, в текущих условиях банки заинтересованы как в существующих, так и в новых клиентах. И нет ничего плохого, если банки будут получать больше доходов от услуг, предоставляемых мигрантам. При этом все риски, связанные с обслуживанием клиентов-иностранцев, банки берут на себя и самостоятельно принимают решение, как и с любыми другими клиентами.
Представители Минфина и правительства не ответили на запрос «Известий».
Юрист компании «Юков и партнеры» Илья Драгунов уверен, что для приезжих из стран, с которыми действует визовый режим, требование о миграционных документах следует отменить, так как наличие визы уже подтверждает законность нахождения лица на территории России — но если иностранец из безвизового государства (например, из страны СНГ), действующая норма вполне оправданна. Президент коллегии адвокатов «Левант и партнеры» Матвей Левант опасается за репутацию банков, которые будут активно работать с мигрантами.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий отметил, что сейчас доля кредитов, предоставленных физлицам-нерезидентам, в общем объеме розничного кредитования составляет всего 0,2%. Доля вкладов физлиц-нерезидентов в общем объеме вкладов — 1,4%. Гендиректор Института фондового рынка и управления Виктор Майданюк полагает, что излишние требования отчасти подталкивают мигрантов к услугам неофициального серого финансового бизнеса, который менее привередлив к документам (например, небольшим МФО).
http://izvestia.ru/news/592432