# +7 (495) 645 80 10

Налоговикам разрешат доначислять налоги и признавать сделки незаконными

Дмитрий Анищенко прокомментировал новый законопроект, согласно которому, налоговики получат право лишать участников сделок возможности снижать налогооблагаемую прибыль за счет возникших расходов и получать налоговые вычеты по НДС.

Новые поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся деятельности налоговых органов, могут быть вскоре приняты Госдумой. Инициаторы нового законопроекта – член комитета СФ по бюджетному и финансовому рынкам Ефим Малкин и председатель бюджетного комитета ГД Андрей Макаров – таким образом пытаются искоренить злоупотребления при заключении сделок и получении необоснованной налоговой выгоды (например, при сделках через офшоры либо с подконтрольными компаниями).

Согласно законопроекту, налоговики получат право лишать участников сделок возможности снижать налогооблагаемую прибыль за счет возникших расходов и получать налоговые вычеты по НДС.

Хотя концепция необоснованной налоговой выгоды была утверждена Высшим арбитражным судом еще в 2006 году, налоговики не могут применять указ для отказа в вычетах, поскольку им необходимо ссылаться на нарушения конкретных норм Налогового кодекса. А сама концепция используется уже в судах.

Некоторые эксперты полагают, что расширение полномочий «развяжет» руки налоговикам, которые, дабы увеличить налоговые поступления в бюджет, будут применять концепцию во всех случаях. В свою очередь, федеральные чиновники заверяют, что добросовестный бизнес не пострадает, а под надзор попадут только те налогоплательщики, которые создают искусственную конструкцию, чтобы уклониться от налога.

Анищенко Дмитрий (Юрист, КА «Юков и Партнеры»)
Как Вы оцениваете инициативу чиновников по расширению полномочий налоговых органов?

Данная инициатива вызывает довольно неоднозначные чувства.

С одной стороны, логика законодателя вполне понятна- в кризисный период государство изыскивает любые возможные способы пополнения бюджета, и налоговые поступления, как показывает опыт последнего года, является одним из основных источников, «разрабатываемых» государством. Кроме того, налоговики действительно при проведении проверок, а также при последующих административных процедурах сталкиваются с проблемой квалификации действий налогоплательщиков в качестве «необоснованной налоговой выгоды» (поскольку такой формулировки законом не предусмотрено, а установлена лишь Постановление Пленума ВАС №53, что означает возможность его применения только в судебном порядке).

С другой стороны, сразу возникает ряд вопрос, на которые авторам инициативы стоило бы внятно ответить.
Во-первых, как верно было отмечено в статье, существует серьезное опасение того, что данная норма будет активно применяться налоговиками «направо и налево», без мотивировки, что приведет к увеличению дел, рассматриваемых в административном, а затем — и судебном порядке. Это приведет, во-первых, к увеличению загрузки арбитражных судов, во-вторых, существует опасение, что под влиянием определенного административного «нажима» суды начнут формировать практики не в пользу налогоплательщиков.

Во-вторых, на сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд институтов и инструментов, направленных на противодействие получения необоснованной налоговой выгоды ( к примеру, возможность переквалификации сделок налогоплательщиков, предусмотренная ст.45 НК РФ), для которых установлен особый, судебный порядок применения. Такой порядок обеспечивает дополнительную защиту прав налогоплательщиков. В связи с возможностью принятия нового положения в налоговый кодекс существует вероятность того, что налоговые органы будут применять нововведения в обход установленного, более безопасного для налогоплательщика, порядка, что также может привести к нарушению прав налогоплательщиков.

http://www.lawmix.ru/state/2560

Комментарии запрещены.