Дмитрий Анищенко прокомментировал, насколько убытки российских компаний, которые составили 3 трлн рублей, связаны с девальвацией рубля и желанием бизнесменов сэкономить на налоговых выплатах.
Текст: Александра Баязитова
В прошлом году почти 30% средних и крупных российских компаний были убыточны. Их совокупные потери составили 2,96 трлн рублей. Такие данные приводит Росстат в отчете о финансовом положении убыточных российских предприятий на 1 декабря 2014 года. Убытки выросли в три раза по сравнению с 2013 годом, когда они составили 1,3 трлн рублей, и в десять раз — по сравнению с докризисным 2007 годом (тогда убыток составил всего лишь 309 млн рублей). При этом количество убыточных компаний выросло незначительно: в 2013 году их было 29% от всех российских крупных и средних предприятий, в 2007 году — 26,4%.
Прибыльные крупные и средние российские предприятия смогли заработать за 11 месяцев прошлого года 8,5 трлн рублей, что всего лишь на 11% больше, чем годом ранее, указывает Росстат.
По мнению экспертов, в значительной степени убытки связаны с желанием минимизировать налоговые обязательства на фоне девальвации рубля.
— Некоторые организации действительно таким образом спасаются от налогов, поскольку наличие убытка освобождает их от уплаты существенной суммы налогов. Поэтому многие показывают фиктивный убыток, — констатирует адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. — А некоторые компании, получив реальный убыток, всё равно его фиктивно увеличивают, чтобы перенести эту значительную сумму на следующие годы и тем самым уменьшить налоги в будущем. При этом существующие сейчас в стране неблагоприятные экономические условия являются для таких компаний хорошим прикрытием, ведь показать сейчас убыток не так подозрительно для налоговиков, чем в период роста экономики.
При этом значительное количество бизнесменов получили и реальные убытки, связанные с увеличением ставок по кредитам и удешевлением национальной валюты, отмечает Соничев.
— Кризисные настроения в обществе снижают объем потребительского спроса, в то время как ставки по кредитным процентам, к которым прибегает подавляющее число предпринимателей, наоборот, растут, — соглашается юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Дмитрий Анищенко. — Кроме того, на ситуации не могут не сказаться негативные изменения курса рубля, приводящее к росту цен, в том числе и на товары и материалы, закупаемые предпринимателями в хозяйственных целях.
— Значительно усложнился доступ компаний к банковским кредитам, — добавляет президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — Это связано в том числе с ростом количества убыточных кредитных учреждений, которое увеличилось примерно в 2,5 раза. — Это влечет за собой общее замедление экономической активности, трудности компаний с перекредитованием и пролонгацией, снижение возможностей получения оборотных средств.
В результате аналитики ожидают ужесточения налогового администрирования в текущем году. Ведь согласно концепции системы планирования выездных проверок Федеральной налоговой службы, убыточность в течение 2 лет является одним из подозрительных факторов, из-за чего руководство компании могут навестить с проверкой налоговики. Кроме того, активизируются и «убыточные комиссии» в инспекциях, предупреждает главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев.
— В 2013 году только столичные налоговики направили в адрес компаний более 60 тыс. требований о представлении пояснений причин убыточности, — напоминает он. — В результате более 15 тыс. руководителей различных компаний пришли в инспекции давать пояснения. В текущем году обоснованность убытков будут проверять с еще большим пристрастием.
http://izvestia.ru/news/584102