Юлий Ровинский прокомментировал инициативу группы депутатов Госдумы, которые предлагают ввести налог солидарности как альтернатива всеобщему повышению подоходного налога от Минфина. Нововведение затронет только россиян, зарабатывающих больше 1 млн рублей в месяц
Текст: Александра Баязитова
Группа депутатов Госдумы разработала законопроект, вводящий специальный налог солидарности, который пойдет на развитие новых российских регионов — Крыма и Севастополя. Об этом «Известиям» рассказал руководитель соответствующей рабочей группы, член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов. По его словам, в настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
— Новые субъекты Российской Федерации — Крым и Севастополь — были десятилетиями недофинансированы, и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет, — рассказал он. — Поэтому нужно комплексное решение проблемы — не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех. Уверен, что наш вариант будет поддержан большинством населения страны и правительством.
Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в ст. 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн рублей. По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 трлн рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 млрд рублей в год. Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 млрд рублей.
Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%.
— Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения, — говорит Крутов. — Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам.
Право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности, согласно законопроекту, передается непосредственно Министерству развития Крыма и города Севастополя. В этом министерстве «Известиям» заявили, что готовы рассмотреть предложения депутатов, но воздержались от комментариев до окончательной доработки проекта.
Впервые налог солидарности был введен в объединенной Германии — для финансирования инфраструктурных проектов более бедных новых федеральных земель, ранее входивших в состав ГДР. И хотя изначально налог вводился на один год, он действует по сей день (ставка — 5,5% от дохода физических и юридических лиц). По мнению экспертов, введение специального налога для развития новых территорий можно расценить как логичный шаг.
— Налог солидарности является довольно распространенным средством финансирования бюджета, — говорит юрист юридической фирмы «Юков и партнеры» Юлий Ровинский. — Чаще всего он используется для покрытия дефицита и представляет собой, по сути, повышенную ставку налога при доходе свыше определенной суммы. В настоящее время такой налог действует во многих европейских странах — помимо Германии налог солидарности в настоящее время взимается в Чехии, Франции, Италии.
— Налог солидарности является вариацией налога на роскошь, — соглашается партнер компании «Налоговик», руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная дума» Дмитрий Липатов. — Повышение НДФЛ в принципе не такая уж и плохая идея и даже логичная.
При этом существуют риски того, что состоятельные граждане смогут минимизировать налоги благодаря различным «серым» схемам, замечает партнер юридической фирмы ЮСТ Максим Ровинский.
— У состоятельных граждан появится больше стимулов для вывода капитала из страны в низконалоговые юрисдикции с целью увода доходов из-под налогообложения, — поясняет директор международной группы BDO в России Евгений Кивенко.
— Одним из положительных моментов введения плоской шкалы НДФЛ было увеличение поступлений этого налога в бюджет, — соглашается старший юрист налоговой практики юридической фирмы Sameta Юлия Кузнецова. — Новшество потребует самостоятельного декларирования доходов физическими лицами, тогда как сейчас в основном уплата налога происходит через налоговых агентов. Это несколько осложнит процесс администрирования налога.
Идея увеличения налога для сверхбогатых не раз звучала в последнее время. Так, советник президента Сергей Глазьев отмечал, что стимулировать рост ВВП до 7–8% в год можно за счет резкого повышения налога для сверхбогатых — до 40% от всех их доходов. По его словам, это даст возможность дополнительно получить на госинвестиции до 5 трлн рублей в год. А в марте представители комитета Госдумы по труду заявляли о планах предложить правительству ввести прогрессивную шкалу налогообложения. С такой инициативой выступили глава комитета единоросс Андрей Исаев и депутат от ОНФ Валерий Трапезников. Исаев заявил, что для 10% богатейших граждан подоходный налог необходимо повысить до 20%, а для 10% беднейших людей, наоборот, снизить до 10%.
http://izvestia.ru/news/573877