Андрей Юков прокомментировал пакет законопроектов, уточняющих порядок формирования, структуру и полномочия объединенного Верховного суда (ВС), который внес Владимир Путин. Теперь полномочий станет больше и у Верховного суда, и у его председателя — он сможет вести более самостоятельную кадровую политику в высшем и региональных судах.
Текст: Анастасия Корня
Владимир Путин внес в Госдуму пакет законопроектов, уточняющих порядок формирования, структуру и полномочия объединенного Верховного суда (ВС). Он становится высшей инстанцией при рассмотрении гражданских дел, экономических споров, уголовных, административных и иных дел. Расширенные полномочия ВС, которые теперь будут закреплены в конституционном законе о нем, диктуют новую структуру: количество действующих в его составе коллегий увеличится с нынешних пяти (апелляционная, военная, по административным, гражданским и уголовным делам), добавятся коллегии по экономическим спорам (унаследует большую часть дел, входящих в компетенцию Высшего арбитражного суда) и дисциплинарная. Последняя заменит введенный по инициативе президента Дмитрия Медведева институт — судебное присутствие, которое проверяло решения Высшей квалификационной коллегии о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Добавится полномочий и у председателя ВС — за счет полномочий других органов власти. По его представлению пленум ВС получит право формировать апелляционную коллегию (сейчас председателя коллегии и ее состав утверждает Совет Федерации по представлению президента) и дисциплинарное присутствие (сейчас кандидатов в его состав избирают тайным голосованием пленумы двух высших судов). Также пленум по представлению председателя будет утверждать персональный состав президиума верховных судов регионов и арбитражных судов всех уровней (сейчас такие решения принимает президент).
Число заместителей у председателя ВС увеличится с пяти до семи: это председатели шести судебных коллегий (за исключением дисциплинарной) и первый заместитель, хотя два года назад такая должность была ликвидирована «за ненадобностью».
Рост административных полномочий председателя усилит сам судебный институт, уверен источник «Ведомостей» в аппарате суда: большая самостоятельность обеспечит и большую независимость. Нечто подобное имеет место в практике Высшего арбитражного суда (ВАС), пленум которого принимает решения по широкому спектру кадровых вопросов, отмечает бывший судья Мосгорсуда Сергей Пашин. По его мнению, центр тяжести при принятии решений и центр ответственности переносится на саму судебную систему — и это логично. Президентский пакет законопроектов предметно разъясняет, как будет проходить реформа, говорит представитель ВС Павел Одинцов, дает исчерпывающие ответы на вопросы, которые возникали у профессионального сообщества.
Судей больше всего волновало, что им вновь придется сдавать экзамены, чтобы подтвердить свой статус. Но согласно одному из законопроектов экзамен должны будут сдавать только те, кто ранее не работал судьей. Освобождаются от них и имеющие степени кандидата или доктора юридических наук. Это беспрецедентная оговорка, считает источник «Ведомостей» в судейском сообществе, он убежден, что такое освобождение от экзамена предусмотрено в интересах определенного претендента на высокую должность.
При отборе состава объединенного ВС предпочтение должно отдаваться претендентам младше 65 лет, говорится в законопроекте, исключение может быть сделано для председателя ВС и его заместителей, а вот для руководства ВАС исключений не предусмотрено (критической возрастной отметки достигли двое из четырех замов председателя ВАС Антона Иванова).
Такая оговорка совсем не значит, что при отборе в состав нового ВС бывших судей ВАС будут фильтровать более жестко, уверяет источник в ВС: востребованы будут все, кто хочет и может работать.
Но у юридического сообщества по-прежнему немало вопросов по поводу объявленной реформы, говорит партнер коллегии «Юков и партнеры» Андрей Юков: до сих пор не ясно, в каком виде сохранится система надзора по экономическим спорам и сможет ли коллегия ВС должным образом обеспечивать контроль за работой арбитражей.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/575001/vse-prava-predsedatelyu