Олеся Салаева прокомментировала законопроект, который был внесен в нижнюю палату парламента депутатом-единороссом Олегом Савченко. Планируется, что документ обезопасит одиноких пожилых людей от мошенников, желающих завладеть недвижимостью пенсионеров:
текст: Алена Кузнецова
Соответствующий законопроект внесен в нижнюю палату парламента депутатом-единороссом Олегом Савченко. Планируется, что документ обезопасит одиноких пожилых людей от мошенников, желающих завладеть недвижимостью пенсионеров: по новому договору получить квартиру в собственность плательщик ренты сможет только после смерти ее владельца.
Депутат от «Единой России» Олег Савченко внес в Госдуму законопроект, который вводит новое понятие «наследственный договор». По словам депутата, пожилые одинокие люди часто заключают договоры пожизненного содержания с иждивением. Однако в этом случае жилье перестает быть их собственностью с момента госрегистрации договора, пояснила юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Олеся Салаева.
«Сейчас в соответствии с действующим законодательством, по договору ренты одна сторона, получатель ренты, передает другой стороне, плательщику ренты, в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо в какой-то иной форме. Но необходимо заметить, что в настоящий момент сама недвижимость при заключении договора ренты переходит в собственность плательщика ренты с момента регистрации договора», — сказала она.
По новому же договору приобретатель недвижимости сможет получить квартиру в собственность только после смерти владельца.
По наследственному договору человек, который хочет получить квартиру, может это сделать только после смерти владельца. До этого момента приобретатель уплачивает за квартиру ренту (она устанавливается в соответствии с величиной прожиточного минимума в регионе), а также обеспечивает потребности владельца в жилище, питании, одежде, уход за ним и, если это установлено договором, после смерти берет на себя расходы по оплате ритуальных услуг. Отчуждателями в наследственном договоре могут быть только граждане, а приобретателями — как физические, так и юрлица, а также Российская Федерация, субъекты страны, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.
В первую очередь, эта мера направлена на сокращение рисков пенсионеров. При такой схеме и при наличии некого регулятора права собственников жилья будут соблюдаться. Кроме того, вторая сторона тоже вряд ли останется в проигрыше, пояснил аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Подобные инструменты достаточно широко распространены на развитых рынках, там обычно используется обратная ипотека, которая по функционалу примерно такая же. Только в схеме обратной ипотеки присутствует еще банк. В схеме, о которой идет речь, я думаю, будет присутствовать регулятор, который будет обеспечивать правовые гарантии сторон участников этого договора. Чем этот механизм лучше, на первый взгляд, — тем, что гарантий больше. Продавец остается собственником квартиры, которая переходит, условно, в залог покупателю, но он продолжает ей пользоваться и сохраняет все права. Рисков, что его обманут, заметно меньше», — сказал он.
По словам юристов, наследники могут обратиться в суд с иском о признании недействительным договора ренты после смерти владельца жилья.
http://www.kommersant.ru/doc/2215904