марина Краснобаева прокомментировала, насколько законны требования компании «Архстрой» , которая заплатила за ремонт зданиях, принадлежащих ФСО. Отказ компенсировать затраты ФСО объяснила тем, что необходим был лишь косметический ремонт помещений для размещения эксплуатационной службы самой компании, а не капитальный.
Текст: Наталья Шиняева
Они сдавали недвижимость в аренду за нашей спиной и получали прибыль, обвиняла своих контрагентов служба, которая отвечает в России за безопасность руководителей государства. Мы все согласовывали и не брали денег, люди из ФСО сами решали эти вопросы, отбивались оппоненты. А председатель Высшего арбитражного суда решил, что ему непозволительно участвовать в рассмотрении этого спора.
Одно из заседаний Президиума ВАС РФ во вторник началось с того, что глава суда взял самоотвод. «Председательствующий в этом судебном заседании является объектом государственной охраны. Прошу продолжить заседание без меня, — объяснил Антон Иванов свои мотивы. Самоотвод был принят и кресло председательствующего занял зампред ВАС Владимир Слесарев.
Спор, который рассмотрели без Иванова, касался двух находящихся в госсобственности строений в Москве на проспекте Мира (д.56, стр.1,4), которые в 1988 году были признаны подлежащими сносу. В 2007 году их передали на баланс Федеральной службы охраны, а та заключила договор с ООО «Архстрой», по которому компания взяла на себя обязательства по управлению, эксплуатации и обслуживанию этих зданий. «Архстрой» также обязался подготовить документы, необходимые для их вовлечения в хозяйственный оборот (планировалось провести инвестиционный конкурс и реализовать строительный проект), а также и оплачивать расходы на их содержание до того момента, как такое вовлечение произойдет.
Все расходы, связанные с обслуживанием этих объектов, «Архстрой» обязался письменно согласовывать с ФСО. Затем эти затраты компании должен был компенсировать инвестор, но ничего подобного не случилось: Правительство РФ выпустило постановление, в соответствии с которым до 1 января 2012 года вводился запрет на подавляющее большинство сделок с земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности. Затем, 31 марта 2011 года, этот мораторий был продлен еще на четыре года.
После этого «Архстрой», видимо, осознал, что выплат от инвестора ждать бесполезно, и обратился за компенсацией затрат в ФСО. Силовики отказались, и компания оказалась вовлечена в несколько судебных разбирательств.
Читайте также
Судья Козловский из АСГМ спас частную компанию от риска вести бизнес с Федеральной службой охраны
Предметом одного из них (дело А40-125218/2009) являются 12,2 млн руб., которые «Архстрой» заплатил за ремонт в этих зданиях. Отказ компенсировать затраты ФСО объяснила тем, что необходим был лишь косметический ремонт помещений для размещения эксплуатационной службы самой компании, а не капитальный. Перечень проведенных работ не соответствует изначально одобренному, а работы произведены по коммерческим расценкам без использования сметно-нормативной базы, указывали силовики и добавляли, что вообще не могут взять на себя расходы в отсутствие инвестора.
Но как бы то ни было, стоимость ремонтных работ была согласована в переписке «АрхСтроя» и руководителя службы инженерно-технического обеспечения ФСО. Кроме того, «АрхСтрой» привлек независимого оценщика, чтобы подтвердить фактический объем работ, и тот подтвердил, что обмана не было. В результате, когда компания обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФСО России неосновательного обогащения, и он, и апелляция с кассацией требования истца удовлетворили. Но ФСО обратилась в надзор, и судьи ВАС РФ – Анатолий Бабкин, Елена Валявина и Сергей Сарбаш – решили, что дело силовиков заслуживает пересмотра на президиуме.
Тройка судей обратила внимание на то, что ФСО как федеральный орган исполнительной власти может вступать в договорные отношения только при наличии госконтракта, разыгранного на торгах. Обмен же письмами ни тем, ни другим считаться не может.
Главный аргумент Дениса Шибанова, представлявшего на заседании президиума ФСО, заключался в том, что у истца отсутствовали юридические обязательства по ремонту здания. «В заключенный с «АрхСтроем» договор оказания услуг капитальный ремонт здания не входил, а вывод судов о согласовании сметного расчета посредством переписки не обоснован – в ней нет ни перечня, ни объема, ни стоимости работ», — утверждал юрист. Таким образом, считает Шибанов, нельзя утверждать, что ремонт делался в нуждах ФСО. Этот аргумент присутствовал и в определении о передаче дела в президиум ВАС.
- Известно ли, каким образом использовались «АрхСтроем» отремонтированные помещения, — поинтересовался судья ВАС Анатолий Першутов, а Шибанов представил оппонентов чуть ли не мошенниками. По его словам, в 2009-2011 годах «Архстрой» скрыто сдавал их в аренду и получал прибыль. Все подтверждающие это договоры, добавил он, есть в материалах дела.
То, что недвижимость сдавалась в аренду, Сергей Гладких, выступавший от лица «АрхСтроя», не отрицал. Только делалось это, утверждал он, с ведома и согласия ФСО. «Мы не принимали от арендаторов никаких денег, — рассказывал Шибанов. — Показаниями свидетелей подтверждается, что раз в два месяца приезжали представители ФСО и решали этот вопрос». Как именно решали, он не сказал, а мысль о том, что никто и не рискнул бы делать что-то за спиной влиятельной госслужбы, донес до судей тоже аккуратно: «С учетом компетенции ответчика понятно, что любые действия с его объектами совершаются под его чутким контролем». По его словам, так было и в случае, который теперь выпало рассматривать судьям ВАС. А на довод ФСО, что ее сотрудники санкционировали только косметический ремонт, а не капитальный, ответил так: в материалах дела нет ни одного документа, который подтверждал бы планируемый снос здания, а без капитального ремонта эксплуатировать его было нельзя. Нынешнее положение вещей — здания на месте, и в них размещены подразделения ФСО — тоже, по его мнению, говорит о том, служба заказывала именно серьезную реконструкцию объекта под собственные нужды.
После совещания Президиум решил отправить дело на новое рассмотрение, а эксперты считают, что ФСО будет сложно доказать свою правоту. Адвокат коллегии «Юков и партнеры» Марина Краснобаева сказала «Право.Ru», что согласование работ, даже и без подписания сметы, означает, что ответчик фактически согласился с их проведением и отнесением расходов на свой счет. А ссылки ФСО на коммерческие расценки опять же говорят о том, что источник финансирования ремонтных работ у ответчика вопросов не вызывал. «Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчик знал о производстве работ и понимал, за чей счет они выполняются», — уверена Краснобаева. С ней согласен и управляющий партнер коллегии адвокатов «Легис групп» Максим Домбровицкий. Не верят эксперты и в то, что сотрудники ФСО могли согласовать косметический ремонт, но при этом пообещать компенсировать затраты на капитальный. «Должностные лица, заключающие подобные договоры в обход порядка проведения торгов, рискуют стать фигурантами уголовных дел, возбужденных по статье злоупотребление служебными полномочиями, если предположить, что фирма-исполнитель не выполнит своей работы и причинит ФСО имущественный ущерб», — сказал Домбровицкий.
http://pravo.ru/court_report/view/85432/