Елена Кудряшова прокомментировала предложение депутат «Единой России» Сергея Железняка обложить налогом блогеров, которые публикуют рекламные и квазирекламные посты. Для этого достаточно внести поправки в закон о рекламе, считает он.
Текст: Екатерина Брызгалова
Депутат «Единой России» Сергей Железняк предложил обложить налогом рекламные и квазирекламные посты в блогах. Для этого достаточно внести поправки в закон о рекламе, считает он. Официальные доходы блогеров облагаются налогами, а вычислить «серые» проблематично, удивлены юристы. Законопроект может быть направлен на избирательное преследование интернет-активистов, опасаются эксперты, напоминая о конфликте Железняка с блогером Алексеем Навальным.
Об инициативе обязать блогеров платить налоги с публикации рекламных постов, в которых упоминаются бренды компаний, РИА «Новости» рассказал вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Налоги необходимо будет выплачивать с публикации как открытой, так и скрытой рекламы, а размещать оплаченные посты можно будет только после заключения договора с рекламодателем, предполагает депутат, добавляя, что прописать ответственность блогеров следует в поправках к закону «О рекламе».
Сейчас отношения блогеров и рекламодателей законодательно не регулируются, что создает неравноправные условия для конкуренции, говорит Железняк. «Рекламная деятельность является коммерческой деятельностью, и отсутствие цивилизованного налогообложения создает неравноправные условия для конкуренции», — недоволен он.
Пока поправки находятся на стадии обсуждения. «Сейчас проходит экспертное обсуждение, после чего будут выработаны единые подходы, затем будет проведенное широкое общественное обсуждение, чтобы в результате внести проработанную инициативу, понятную отрасли», — отметил депутат.
В LiveJournal недоумевают, как депутаты будут технически реализовывать инициативу и выявлять скрытую рекламу в постах, и отмечают, что к ним не обращались за консультациями. «Сложно представить, как подобное решение можно реализовать чисто технически. Каким образом представители Госдумы планируют обнаруживать и облагать налогом именно скрытую рекламу — тоже не совсем понятно. В разработке законопроекта, насколько мне известно, ЖЖ на данный момент не участвует, и подобные инициативы Госдумы ее представителями с администрацией сервиса ранее не обсуждались», — заметила руководитель пресс-службы LiveJournal Екатерина Пахомчик.
Телефон Железняка в четверг был недоступен. Ранее он предполагал, что для выявления платных постов в блогах может быть использован программно-аппаратный комплекс для обработки больших данных, установка которого идет в налоговой службе.
В ФНС не смогли оперативно предоставить комментарий. В управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы отказались от комментариев, сославшись на то, что они не получали законопроект.
Блогеры, как граждане России, обязаны выплачивать налоги с доходов согласно действующему Налоговому кодексу, и, зачем дополнительные поправки, непонятно, недоумевают налоговые юристы. «Легальные доходы блогеров попадают под налогообложение и без законопроекта. В кодексе есть порядка 50 исключений, по которым можно не выплачивать налоги на доходы, но блогеры не попадают ни под одно из них. Смысла вносить этот законопроект нет», — говорит юрист «Юков и партнеры» Елена Кудряшова.
«Если пиар-агентство заказывает работу, которая будет заключаться в публикации статьи на сайте, подготовке ее материала — это нормальная ситуация и может регулироваться с помощью действующего законодательства», — согласен партнер компании BDO Сергей Черышков.
Но сейчас блогеры сотрудничают с рекламодателями в большей степени по «серой» схеме и уходят от налогов, так как им технически сложно осуществлять эти выплаты, признают сами блогеры.
Государство пытается предложить механизм гарантированной уплаты налога, говорит партнер BDO в России Виталий Иваненко: «Сейчас система выплаты налогов с физических лиц не очень удобна блогеру: им необходимо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, сдавать декларации, платить другие налоги в различные фонды и т. д. Им проще получать гонорары наличными. Невыгодно сейчас и компаниям выплачивать гонорары блогерам безналичными, так как сложно эти доходы правильно оформлять — необходимо предоставить сканы постов с рекламой и доказать, что это реклама, а не простое списание денег».
Но, какую схему хотят предложить депутаты, непонятно. Если не будет выработан четкий механизм определения «платных публикаций», то под закон могут попасть все посты с позитивным упоминанием какого-либо бренда вне зависимости от того, что получил за него блогер — деньги или нет. «Согласно инициативе, блогерам придется платить налог вне зависимости о того, получили они доход от публикации поста или нет, — согласен блогер Антон Носик. — 1% записей в блогосфере содержит упоминание брендов — это 67 млн постов. Можно ли себе представить налоговую инспекцию, которая в состоянии предъявить 67 млн налоговых претензий практически с нуля людям, про которых практически ничего неизвестно, потому что раньше такой статьи не было?»
Законопроект может быть использован только на избирательное преследование блогеров, уверен Носик. «К примеру, можно привлечь блогера, который написал о движимом и недвижимом имуществе Железняка за границей. Приняв закон, ему можно начать начислять налог за каждую прочитанную книгу, просмотренный фильм. Но сделать то же самое в отношении всех блогеров невозможно», — говорит он.
В декабре 2012 года блогер Алексей Навальный выложил в ЖЖ фотографии и ссылки на аккаунты дочерей Железняка в социальных сетях, из которых следовало, что дети депутата обучаются в элитных школах за границей. Навальный также указал, что доход депутата «Единой России» составляет 3,5 млн рублей, а за обучение детей он ежегодно платит 4,3 млн рублей. Железняк ответил Навальному, что деньги («несколько десятков миллионов») он заработал еще в 2007 году, когда работал в News Outdoor, а учеба детей за границей не противоречит его патриотическим чувствам. Через некоторое время Навальный опубликовал налоговые декларации депутата, из которых следовало, что деньги, заработанные им в News Outdoor, были потрачены на квартиру, автомобили, и блогер сделал вывод, что на оплату учебы дочерей ему все равно бы не хватило.
http://www.gazeta.ru/business/2013/02/21/4976477.shtml